Великое стояние на угре рыженко

Новости

Во Владимирском ските монастыря Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни в 2014 году построен музейный комплекс, включающий в себя помещение с диорамой. Диорама размещается на том самом историческом месте, где происходили выбранные для её сюжета события. С открытой площадки смотровой башни музейного комплекса открывается вид на местность, запечатлённую на холсте диорамы.

Диорама «Великое Стояние на Угре» — современное произведение русского батального искусства, являющееся лучшим художественным памятником, посвященным великому историческому событию Стояния на реке Угре в 1480 году.

Размер живописного полотна диорамы: длина —23,6 м, высота —6,7 м. Между полотном и смотровой площадкой размещен предметный план-макет. Он незаметно переходит в живописную картину, создавая иллюзию реального пространства. Авторы проектов Владимирского скита и музейного комлекса – ООО «Творческая матерская архитектора О.Гридасова».

Картина — диорама «Великое Стояние на Угре 1480 года», созданная в студии военных художников имени Грекова, — последняя работа заслуженного художника России калужанина Павла Рыженко.Замечательный русский художник скоропостижно скончался 16 июля 2014 года на 44-м году жизни.

Поднявшись на смотровую площадку диорамы, мы словно оказываемся участниками событий XV века. Перед нами возникает лагерь русского войска: снаряжения, ядра, землянки, мы видим могучих воевод, гонца с княжеской грамотой, пленных ордынцев… Техническое сопровождение диорамы погружает нас в богатый мир звуков и запахов.

Но главный, по задумке художника, герой картины — преподобный Тихон Калужский. Его фигура на изображении намеренно едва заметна.

Роль монашеской братии Тихоновой пустыни в тех событиях едва ли не ключевая. Монахи монастыря исповедуют воинов, идущих на бой, они помогают раненым воинам, совершают отпевание почивших бойцов, а также совершают молебны перед Владимирской иконой Божией Матери.

Глубокий духовный и символический смысл – идея единства и непобедимости Святой Руси, — заложенная автором картины, постепенно раскрывается перед нами во всей своей убедительности и полноте.

9 сентября 2014 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в торжественном открытии музея-диорамы. После освящения музея-диорамы экскурсию по экспозиции Патриарху Кириллу провели вдова художника Анастасия Рыженко и заместитель министра культуры Калужской области Виталий Бессонов. Анастасия Рыженко рассказала об эпических полотнах Павла Рыженко, которые представлены в музее, Виталий Бессонов раскрыл сюжет и глубинный смысл главного экспоната.

Историческая диорама погружает нас в событие 1480 года, с которого началось новое русское государство, независящее от Большой Орды. Диорама физически точная – она находится на месте, где происходили военные действия: если бы вокруг музея не было домов, строений, то зрителю открывался бы точно такой, как на картине, рельеф местности и перспектива.

Как и все работы Рыженко, диорама «Стояние на Угре» символична. И, пожалуй, символы, которые заложил в ней художник, сильнее исторического содержания. В масштабной картине представлены три основы, проходящие лейтмотивом через всё творчество Павла Рыженко: государственность (сильная власть), народность (готовность встать за общую идею) и духовность (сила единого духа и моральное превосходство). А условные первый и второй ярус диорамы разделяет на горизонте Угра, «Пояс Богородицы», который есть не только в истории, но и в душе каждого из нас: он отделяет добро и зло, свет и тьму – и диорама априори помещает зрителя на сторону добра. Это только часть символики диорамы.

Яркое восприятие диорамы и погружение в нее обеспечивает техническое исполнение. Использовано множество эффектов: свечение на холсте, внезапный дым костра от попавшей воды, объемные звуки и даже запах осени, сухих листьев и пожарища.

«Прекрасная диорама Павла Рыженко – это его лебединая песня. Он ушел от нас рано, полный сил и творческой энергии, и он открыл особую страницу в истории русского искусства… Каждый, кто будет сюда приезжать, будет вспоминать исторический подвиг народа, создателя диорамы и украсителей этого святого места», — отозвался о музее-диораме «Стояние на Угре» Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В память о посещении Патриарх подарил монастырю икону Святого благоверного князя Андрея Боголюбского.

Источник: danilovmaster.ru

Автобусная экскурсия к диораме Павла Рыженко «Великое стояние на реке Угре»

Фонд художника Павла Рыженко к 50 — летию Мастера…

Этим Великим Постом — Обращение к нашим корням — страницам Русской истории

Дорогие Друзья!

Вам предоставляется возможность стать свидетелями великого прошлого нашей истории. Благодаря нашим запланированным поездкам к диораме — «Великое стояние на реке Угре». Мы вместе с Вами сможем пройти дорогами, которыми следовало наше воинство во главе с великим князем Иоанном III в ту решающую осень 1480 года, когда орды хана Ахмата подступили к берегам реки Угры. В ходе нашего путешествия Вы услышите экскурсию с совершенно новым историческим материалом о той великой победе, изменившей ход нашей истории. У Вас будет возможность почувствовать себя подданными древней Московии, увидеть воочию лагерь княжеского воинства, услышать шум битвы и осознать масштабы подвига прошлых столетий… Автор программы поездки — Тихон Рыженко, сын художника, историк и писатель.

Ближайшая поездка к диораме в Тихонову Пустынь (Калуга) планируется на 28 марта (суббота). В программу поездки входит посещение монастыря Тихонова пустынь, где Вы сможете приложиться к мощам Преподобного Тихона Калужского и по желанию, предоставляется возможность посещения места упокоения Павла Рыженко на Ждамировском кладбище. В комфортабельном автобусе Вас ждёт интересный исторический рассказ, а также разговор о жизни и творчестве Художника. Отъезд из Москвы в 9:15, возвращение около 20:00. Желающим отправиться в это увлекательное путешествие, нужно созвониться с Екатериной по телефону: +7 (909) 660-11-97 и записаться. Стоимость автобусной поездки — 1.800 рублей (билет на диораму входит в стоимость). Во время поездки у Вас будет возможность приобрести нашу печатную продукцию — книги, каталоги, репродукции.

Анонс
«Великое стояние на реке Угре» и «Луцкий прорыв» — это по сути первая и последняя битвы, которые обозначили начало и конец христианского бытия одной державы… Державы, именовавшей себя — Третьим Римом. Было такое время в нашей истории когда именно так — новым Pax Romana называли русские люди свою нерукотворную Империю, данную нам Богом в соответствии с Евангельской истиной — «В малом был ты Мне верен, над многим тебя поставлю…» В самом деле, Русский мир принял на себя в определённый момент истории особый крест служения. Мы, как писал А. Блок исторически держали свой богатырский щит — «…меж двух враждебных расс — Ордою и Европой». Стоя на границах европейской ойкумены нам «посчастливилось» наблюдать торжество и культурное развитие западного мира со своих осажденных крепостных кремлёвских башен, с погостов выжженных татарами монастырей, с курганов, где вершились тризны по павшим князьям, поднявших главу против азиатской варварской деспотии. Мы завещали мир христианскому Западу и не пав под ударами Востока, в итоге привели Степь в смирение. В этом противостоянии азиатского мира и европейской Руси победила Русь с её великими святыми, воинами и князьями… Преодолев эпоху междоусобий и гражданских войн мы остановили орды хана Ахмата на реке Угре. Это стало первой битвой Третьего Рима. Именно тогда, древняя своей культурой и в тоже время юная в своей державности, Русь приняла бармы и венец, павшей под ударами османов империи Ромеев. Доблестный варяжский род Рюриковичей протянул руку помощи мудрым Палеологам из скрытой снежным покровом Гардарики. Всё это было началом новой эры Русского мира, символом которого стало наше Предстояние близ холодных вод реки Угры, где была остановлена азиатская Степь. Но прошли столетия и казалось должно было повториться то, что являл собой русский мир много лет назад, когда Вещий Олег прибил свой щит на врата Царь Града… Подходит к концу Первая Мировая война. Скоро над Босфором и Дарданелами поднимется флаг Российской Империи и на купол святой Софии будет возвращён православный крест… Под руководством Государя Николая Александровича войска России превратились в единый щит, а корпуса Германии и Австро-Венгерии были остановлены по линии всего фронта. Произойдёт, как считают патриоты Отечества, определяющее сражение русского мира — «Луцкий прорыв». Только у этого сражения не будет будущего… Того будущего, которое было у русского государства в эпоху Иоанна III после снятия с себя ярма унизительной дани Орде. Вскоре, после победоносного Луцкого прорыва, русский мир добровольно начнёт отдавать дань идеям сатанистов Маркса, Энгельса, Ленина… Воскреснет, казалось, погибшая в Средневековье Гражданская война, придёт время царствования азиатской коллективизации, время разрушения святынь и храмов стократно превышавшие зверства монгольские. Русский народ отречётся от наименования — «Третьего Рима», от победы вместе с Государем в той Первой Мировой войне. Мы вновь вернёмся в ту эпоху когда и речи не могло идти о духовной и национальной независимости русского народа. Теперь уже в 21 веке для нас словно вновь поставлен вопрос- возможно ли нам помышлять о стоянии на берегу своей личной реки Угры, сможем ли мы снять с себя духовное ярмо, сковавшее нас в момент Цареубийства в Ипатьевском доме или для нас уже нет надежды … Вот тот главный вопрос на который мы надеемся найти ответ в поездках к историческим диорамам художника Павла Рыженко.

Читайте также:  Ловим леща на волге видео

Источник: xn—-7sbgmbf3aevlbr7l.xn--p1ai

Стояние на Угре

5 и 7 ноября 2019 года состоялись две экскурсии учеников Лицея «ДЕРЖАВА» 5 «А», 5 «В», 6 «А», 7 А», 7 «Б», 7 «Г» классов. Ребята посещали Музей-диораму «Великое Стояние на реке Угре» — первый в России музейный комплекс, посвященный военной компании 1480 года. Он создан по инициативе и трудами монастыря Калужская Свято-Тихонова пустынь.

После экскурсии ребята оставили свои отзывы.

Мне понравился рассказ экскурсовода о событии, изображенном на диораме «Стояние на Угре». Всё подробно изображено и продумано до малейшей детали и очень доступно рассказано. Очень понравились стихи собственного сочинения нашего экскурсовода. Большое спасибо за вкусные плюшки и чай. (Кайряк Алина)

На этой экскурсии я узнал о художнике Павле Рыженко. Он автор диорамы «Стояние на Угре». Я его считаю великим человеком, так как он смог передать все детали такого важного, переломного события для нашего государства, как освобождение от ига Золотой Орды. (Тараканников Даниил)

Я узнал много нового о Великом Стоянии на Угре, которое произошло в 1480 году, а так же о великом художнике Павле Рыженко, который написал диораму «Стояние на Угре», длина которой около 24 метров, а высота около 7 метров. (Мурачёв Павел)

Мне очень понравилась эта экскурсия, так как она оказалась крайне познавательной. Калужская Свято-Тихонова пустынь Владимирского скита – прекрасное место! Я узнала много новой подробной информации о Стоянии на Угре и увидела это событие на диораме выдающегося художника современности Павла Рыженко, побывала на самой Угре, где непосредственно и происходили события 1480 года. (Большова Мария)

Сегодня я побывала в удивительном месте, это место — Калужская Свято-Тихонова пустынь. Я увидела диораму «Великое Стояние на Угре» и была поражена её масштабом. Узнала о том, что её написал художник Павел Рыженко. (Горанская Дарья)

Поездка была очень интересной и информативной. Я узнала много нового и расширила свои знания о событии Стояние на Угре и Иване III . Так же узнала о художнике Павле Рыженко. (Горшкова Яна)

Мне всё очень понравилось, так как у нас были экскурсоводы, которые очень интересно рассказывали материал. Я узнал подробности про Стояние на Угре, так же я увидел саму реку Угру. Там всё увлекательно и познавательно, поэтому советую всем посетить это место! (Завитухин Руслан)

Мне поездка очень понравилась. Я побывала на месте событий 1480 года. Увидела диораму Великое Стояние на Угре, выполненную художником Павлом Рыженко. На экскурсии увидела картины, посвященные не только Стоянию на Угре, но и Куликовской битве, которая была ровно за сто лет до окончательного свержения ига Золотой Орды. (Осадчая Мария)

Я смог своими глазами увидеть поле боя и ту самую реку Угру. Узнал, что когда Иван III умер, только спустя 555 лет ему создали памятник. (Геворкян Армен)

Читайте также:  Метиленовый синий как лечить рыб

Экскурсия получилась достаточно информативной. Большое количество экспонатов, которые очень интересно рассматривать. Хорошо преподносят информацию экскурсоводы. Экскурсия хорошо подходит для ознакомления школьников с историческими событиями важными для нашей истории и нашего государства. (Уткина Мария)

Мы очень довольны сегодняшней поездкой. Было довольно интересно послушать о Стоянии на Угре, узнать более подробную информацию об этом событии и тех личностях, которые были связаны с этим событием, например, Иване III , так же полюбоваться самой рекой. Особенно нам понравилась диорама «Великое Стояние на Угре». (Шавшукова Ангелина, Худойназарова Азиза)

Вчера мы посетили музей-диораму «Великое Стояние на Угре». Мне очень понравилось, было интересно слушать экскурсовода, то как он рассказывал об этом месте. Внутри музея было много интересных экспонатов, но мне больше всего понравилась диорама. Целых 24 метра в длину и 7 метров в высоту! Она была очень красивой и чёткой, как будто фотография! Так же было интересно находиться в зале с оружием. Там мне понравилось рассматривать наконечники стрел и лук для стрельбы. Когда мы пришли к реке, нам прочитали несколько стихотворений. Экскурсия была очень интересной и увлекательной, я бы хотела побывать там ещё раз. (Клюева Кира)

Вчера, 7 ноября, мы посетили музей-диораму на Угре. Эта поездка запомнилась не только чётким и понятным объяснениям экскурсовода, но и диорамой, благодаря которой мы смогли погрузиться в те далёкие от нашего времени события. Когда выходишь на улицу и подходишь к Угре, открывается великолепный вид на реку. Эта поездка была мне полезна, так как я расширил свой кругозор по истории. Поездка мне понравилась и запомнится на всю жизнь. (Кудрин Савелий)

Вчера мы посетили музей-диораму на Угре. Мне очень понравился музей. В нём ты как-будто попадаешь в прошлое. Особенно меня поразила диорама Павла Рыженко. Она была размером 24 метра на 7 метров! Меня это удивило. У нас был поразительный гид – директор музея. Он так интересно рассказывал, что было не оторваться. А это панорамный вид на Угру, чай с булочками.. Мы съездили не зря, многое повидали, многое узнали. (Демиралп Диляра)

Мне очень понравился музей. Я слушала экскурсовода на одном дыхании. Всё было очень и очень интересно. Понравились картины, особенно большая – диорама «Стояние на Угре», старинные вещи тех времён, понравился памятник Ивану III . (Ткаченко Анастасия)

Вчера мы посетили музей-диораму «Стояние на Угре». Было очень интересно и познавательно. Я узнал много нового. Ещё мы ходили на Угру, там очень красиво. Я с радостью съезжу туда ещё раз. (Томсон Марк)

Вчера мы посетили музей-диораму на Уре. Было здорово, потрясающая атмосфера, панорамный вид. Сопровождающий гид – великолепный рассказчик! Всё понятно, интересно. Надеюсь, ещё вернуться в это место. (Артюховская Софья )

Вчера мы посетили музей-диораму «Стояние на Угре». Могу сказать, что сам музей очень интересен, как своим строением, так и своей историей. Особенно красивая река Угра. Берег очень крутой, и с него открывается прекрасный вид. Экскурсовод рассказывает очень интересно и понятно. Он очень добрый и умный. Советую всем посетить музей. (Им Дмитрий)

Вчера мы посещали музей. Это поездка была очень интересная. Нам рассказывали очень много, это было интересно! Больше всего мне понравилась картина, которую нарисовал Павел Рыженко, картина была очень реалистична, очень красивая и большая! Её размеры 24 метра на 7 метров! Эта поездка была замечательной и незабываемой! ( Курятникова Яна)

Вчера мы посетили музей-диораму на Угре. Мне очень понравилось это место. Рассказ экскурсовода было очень интересно и увлекательно слушать. Особое внимание я обратила на огромную диораму, она была невероятной красоты. Я даже представила себя персонажем этой огромной картины. (Саркисян Элина)

Вчера мы были на экскурсии, посещали музей-диораму на Угре. Мне очень понравилась эта экскурсия. Нам много рассказывали об этом событии. Мы посмотрели диораму и послушали интересную лекцию. Мы купили сувениры, попили чай с плюшками и посмотрели реку Угру. Было очень интересно. ( Габриелян Геворг)

Источник: derjava-obninsk.ru

Отзыв: Музей-диорама «Великое стояние на Угре» (Россия, Калужская область) — «Батальное полотно».

Путешествуя по Калужской области, возвращаясь из музея «Полотняный завод», мы решили заехать во Владимирский скит Калужской Тихоновой пустыни. Дело в том, что в этом святом месте находится музей-диорама «Великое стояние на Угре» работы знаменитого художника-баталиста Павла Викторовича Рыженко — уроженца Калужской земли.

Сама диорама расположена на территории скита, поэтому во время посещения необходимо соблюдать действующие религиозные правила. Автор посвятил своё батальное полотно событиям конца 15 века. Именно «великое стояние» положило конец эпохе татаро-монгольского ига и становления независимости Руси. Здесь полчище Большой Орды так и не решилось вступить в открытую конфронтацию с русским войском, не дождавшись уплаты дани и уйдя ни с чем обратно.

Этот музей платный, стоимость билетов составляет 300 рублей (детский 100 рублей). Часы работы с 9 до 17 часов. Мы приехали уже под закрытие, и народу, кроме нас, никого не было. Служительница-экскурсовод проводила нас сначала в выставочный зал, где мы ознакомились с интерьером музея, историей создания диорамы, доспехами и оружием той поры и некоторыми другими работами Павла Рыженко.

Затем мы прошли на смотровую площадку диорамы. Нашему взору предстало художественное произведение мастера живописи — Заслуженного художника Российской Федерации, человека, рисующего батальные сцены без присутствия боя — в период затишья или окончания сражения. Диорама выполнена очень реалистично, а сопровождающая просмотр звукозапись как будто переносит нас в Древние времена на берег Угры в лагерь русского войска. (Эту реку я тоже посетил, по пути из Калуги в Вязьму ). Просмотр дополнил рассказ экскурсовода.

События тех лет действительно существовали, и художник мастерски передал все детали жизни и быта военного лагеря, силу духа воина. И, конечно, красоту природы. Живописец отобразил в картине значимые моменты «великого противостояния». Более 150 персонажей прорисованы военным художником. Среди них и сам Павел Викторович Рыженко — он стоит с забинтованной головой — настоящий русский богатырь. Дело в том, что это последняя его работа — частые головные боли мучили мастера (отсюда и повязка на голове в картине). В 2014 году, после освящения диорамы патриархом Кириллом, Павла Викторовича не стало.

Читайте также:  Рыба с гречкой в духовке в фольге

Но, его работа продолжает радовать посетителей музея и паломников Владимирского скита, воспевая силу духа русского человека, любовь к Родине и непоколебимую веру. Недаром диорама находится в этом святом для православного человека месте.

Источник: otzovik.com

Диорама «Стояние на Угре»

Павел Рыженко, в общем, славился своим пренебрежительным отношением к историческим деталям того, что он рисует. И хотя диорама «Стояние на Угре» не дотягивает до совершенно феерической «Битвы под Москву»:

. она тоже жжет напалмом. Я приведу только несколько фрагментов, но и из них можно видеть, что батальной и исторической живописи у нас, по сути, нет, ведь Рыженко был лучшим.

Русский лагерь, понятное дело, весь вывалян в иконах и крестах:

Здесь надобно пояснить. Стояние на рыбе угорь происходило в 1480 году. В те дальние-дальние годы на Руси еще не было миллиона монастырей и миллиарда иконописцев. Это не 19, не 18, даже не 17 век. Иконы, в общем, были довольно редким явлением. Поэтому представить, что большую, хорошо написанную икону выволокут в поле, да так и оставят вот так торчать под крышечкой из двух досточек — невозможно. Павел Викторович, ничтоже сумняшеся, перенносит реалии 19-го, начала 20-го века на четыреста с лишним лет назад. Дальше — больше. Раз войско русское, православное, то в нем должны быть попы. Причем в количествах товарных. И мы видим совершенно феерическую картину:

Монах с рукой на перевязи! Господа, это 15-й век! Гипса нет! До Пирогова еще почти четыре века? Хрен ли монах у нас с раненой рукой на перевязи и в гипсе? Хрен ли он вообще в военном лагере? С кадилом, блеать, в правой руке? Он только что из боя? Он херачил этим кадилом татар? У нас тут что, Вархаммер 40000? Тогда почему он без пиломеча? Ах, вы говорите, что в 1480 году не было пиломечей. А варяги в 1480 году были?

Это предметный план диорамы. Здесь мы видим, как монах (положительно, русское войско наполовину состоит из клериков! Правда непонятно, почему тогда они не делают хил, не баффают войско и не ресурректят убитых) накрывает мертвого, которому он давал последнее упокоение. При этом он, наверняка, бормочет про себя: «И чего тебе, дураку, в Миклагарде не сиделось — и деньги, и уважение, и карьера! Поперся в 1480 год, дурила. » Кстати, за раненым попом виден воен с миндалевидным щитом. С большим миндалевидным щитом. В 1480 году.

Сразу за раненым монахом представлена батарея удивительных орудий, которые смотрят куда угодно, только не на противника:

Но тут уж пускай полыхает у Лобина, гы-гы-гы.

На фоне униженных мусульман мы видим, как воевода читает грамоту аж с ЧЕТЫРЬМЯ печатями:

Отсюда не видно, но в грамоте, несомненно, написано: «Х. ле ты напялил гусарский доспех второй половины семнадцатого века, уадмк в шапке? Ты е. анулся совсем? Где колонтарь? Где броня дощатая праотеческая?!»

Несколько перекошенная, зато крупным планом, часть картины, изображающая русских пушкарей.

На переднем плане русский молодой юноша пьет из братины. Конечно, раз русский — из чего же ему еще пить? Только из глиняной братины, которую войско привезло с собой в полевой лагерь. На заднем плане виден русский вояк с мушкетом королевы Анны (самый большой мушкет колониальной Америки длиной пять с половиной футов, из которых четыре с половиной приходились на ствол). Такой мушкет появится чуть менее, чем через триста лет, но разве это будет волновать художника, специализирующегося на исторической тематике, рисующего диораму по государственному заказу? Нерусский чувак одетый и постриженный по моде, которая наступит через сто пятьдесят лет, держась за копье, указывает куда-то полым стержнем (трубой малого диаметра), изготовленной хрен знает из чего и долженствующей изображать фуй знает что. Слева в козлАх стоят бердыш 17-го века и швейцарская алебарда 14-го века. Экелектика, ухле.

Помимо пушек-х. юшек и прочих мортир неимоверно доставляют русские шатры:

Художнику было невдомек пох. й на то, что «на весь бы мир одна наткала я полотна» — это сказка Пушкина, а в реальном 1480 году не могло быть туркестанских палаток. Шатер (круглый) — это принадлежность очень знатной знати, а русский воен прятался под собственным плащом.

Еще один доставляющий крупный план:

На нем, помимо очередного попа (нет, реально, там у них у всех должно быть +5 сопротивляемость к магии!) мы видим. Девочку! Несовершеннолетнюю девочку, йбнврт, в русском лагере 1480 года. БЛ-. -. -. -. ДЬ. Русские, конечно, похотливые, развращенные твари, но не настолько. Что за херня? Это ведь ИСТОРИЧЕСКОЕ мать его полотно! Пушка-х. шка, втиснувшаяся в кадр, должна вызвать пригорание стула не только у Лобина. И обратите внимание на небрежно брошенный в грязь шлем. Шлем, ха! Да у меня дядя на шлемовой фабрике работает, у него там этих шлемов — завались!

Ну вот серьезно, как можно было выдать такой ад? И ведь, что характерно, если начать говорить об этом людям, 99% заблекотит: «Да чо ты привязался, тоже мне, Рубо-х. юбо! Главное — это цвета! Композиторство, в смысле, композиция! Все равно никто не знает, как там было по-настоящему!» Угорь ох. евает, что на нем так стоят:

И ведь, повторяю, Рыженко был лучшим. Что придет на его место — просто страшно подумать. В заключение, еще одно полотно грандмастера, называется: «Судьба человека. 1941». Я ипал это искусство.

Источник: bigfatcat19.livejournal.com