Строение тела рыбы для детей

Конспект занятия «Рыбы: части тела, способы передвижения» для воспитанников с ОВЗ I ступени школы VIII вида

надежда пермякова
Конспект занятия «Рыбы: части тела, способы передвижения» для воспитанников с ОВЗ I ступени школы VIII вида

Цель: Формирование знаний об общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания.

Задачи:

• Познакомить учащихся с представителями рыб. Учить определять основные части тела, способы передвижения и питания рыб.

• Коррекция и развитие ВПФ на основе специальных заданий и упражнений.

• Мотивации к занятию через создание условий для активной познавательной деятельности; воспитание осознанного, бережного отношения к природе.

Оборудование: карточки с загадками, презентация «Рыбы», вазочка с печеньем «Рыбки».

Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте ребята! У меня сегодня прекрасное настроение, потому что я рада новой встрече и общению с вами. На ваших столах лежат загадки. Прочитайте их, молча запишите ответ сразу под загадкой.

Дети работают по карточкам.

1. У родителей и деток вся одежда из монеток.

2. Куда хотим, туда плывём, река наш дом, мы в ней живём.

3. Плавают под мостиком и виляют хвостиком. По земле не ходят, рот есть, да не говорят, глаза есть – не мигают, крылья есть, а не летают.

Воспитатель. Какие ответы вы записали?

Дети. Рыбы.

Воспитатель. А как вы догадались?

Дети. Одежда из «монеток» — это чешуя, ей покрыто туловище рыбы. Рыбы живут в реке, они плавают, имеют хвостики и т. д.

Воспитатель. Как вы уже догадались сегодня на занятии мы будем говорить о рыбах. А вы знаете какие рыбы водятся в нашей реке?

Дети. Карась, щука, окунь, ёрш, налим, язь и т. д.

Воспитатель. Молодцы, вы хорошо знаете какая рыба водится у нас в реке. А сможете ли вы определить, что за рыбки сегодня приплыли к нам.

Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом — такая злюка!

Дети. Щука.

Воспитатель. Молодцы! Щука – это хищная рыба продолговатой формы. Щука, как торпеда, носится по рекам и привлекает к себе внимание рыбаков. Эта рыба водится только в пресной воде и имеет прекрасный аппетит. Про щуку говорят: «Полосатая злодейка съест любого малыша: пескаря, плотву, уклейку, не проглотит лишь ерша». Гроза всех рыбок, в том числе и ершей, щука может даже скушать лягушку или маленькую птичку, если те будут неосторожна. Щуку трудно обнаружить, ведь она отлично прячется. Коварные щуки – отличные охотницы за добычей, они владеют всеми навыками слежки и неожиданного резкого нападения.

А сейчас читаем следующую загадку.

Дети. Окуней.

Воспитатель. Окунь водится в реках и озерах по всей нашей стране. Это небольшой по размеру хищник, да ещё какой, он, как и щука поедает даже себе подобных. Эта рыбка любит тишину и покой, поэтому плавает там, где поглубже. Окунь имеет небольшой горбик и маленькие глазки, но всё равно это симпатичный полосатик с красными крылышками и хвостиком.

А вот ещё загадка.

Он драчун и забияка,

Никогда не знает страха:

На спине – иголки,

А иголки – колки.

Дети. Это ёрш.

Воспитатель. Ерш – рыбка семейства окуневых. Его легко отличить от других рыб по хохолку в виде ершика. Эта рыбка маленьких размеров и очень неприхотливая. Живут ерши от 7 до 11 лет. Ерш – отличная добыча для многих рыб и даже птиц, таких как цапли. Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб?

Дети. К живой.

Воспитатель. Почему вы так решили?

Дети. Рыбы питаются, движутся, дышат, размножаются.

Воспитатель. Сейчас я расскажу вам, как рыбы появляются на свет и растут. Сначала мама-рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растёт зародыш. Потом из зародыша вырастает головастик. Посмотрите, какая у него большая голова, поэтому их так называют. Потом из головастика вырастает малёк. Из малька довольно быстро вырастает маленькая рыбка, которая продолжает расти и превращается в настоящую рыбу.

Физминутка «Рыбки плавали в пруду»

Воспитатель. Отдохнули, а сейчас рассмотрим внешнее строение рыб. В этом нам поможет слайд. Внимательно рассмотрите изображение и назовите части тела рыбы.

Дети. Голова, тело, хвост, плавники.

Воспитатель. Опишите голову рыбы.

Дети дают описание головы.

Воспитатель. Глаза у рыб могут видеть только на расстоянии до 1 м. Век у рыб нет. Зрение играет важную роль при поисках пищи, уходе от опасности. Положение и размер глаз также различны. Ноздри — органы обоняния. Каждая ноздря поделена складочкой кожи на два отверстия: через одно вода входит, через другое – выходит. Рыба воспринимает запахи веществ, растворенных в воде. Очень хорошо обоняние развито у акул достаточно несколько капель крови, чтобы привлечь хищника за несколько сот метров. Орган слуха – внутреннее ухо. Звуковые волны в воде рыба воспринимает всей поверхностью тела, что вызывает раздражение слухового нерва, возбуждение передается по слуховым нервам к внутреннему уху. Рядом с внутренним ухом находится орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела. Рот рыбы служит для захвата пищи и пропуска воды в жабры, он имеет различную форму и положение, которое зависит от способа и характера питания рыбы. Голова у рыбы сразу переходит в туловище, а за тем в хвост. А чем, ребята, покрыто туловище рыбы?

Дети. Чешуёй.

Воспитатель. А как вы думаете, для чего рыбе чешуя?

Дети высказывают свои мнения.

Воспитатель. Тело рыб покрыто твердыми и плотными чешуями, которые сидят в складках кожи (как у нас ногти, а свободными концами налегают друг на друга, точно черепица на крыше. Чешуйки разрастаются вместе с ростом рыбы, и на просвете мы можем увидеть линии — полосы, напоминающие кольца. По этим полосам можно определить возраст рыбы. Дополнительно чешуя покрыта слизью, которая благодаря своим бактерицидным свойствам, препятствует проникновению в кожу бактерий.

— Скажите, кто из вас знает, для чего рыбе хвост?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель. Я вижу о том, что хвост нужен рыбам для того, чтобы двигаться вперед, вы знаете. Но помимо этого хвост служит рыбам еще и рулем. А некоторым рыбам длинный хвост нужен для того, чтобы нападать на свои жертвы и защищаться от врагов. А морской конек, например, при помощи хвоста прикрепляется к водным растениям.

Органы движения – не только хвост, но и плавники. Для продвижения вперед рыба отталкивается от воды, изгибаясь всем телом и одновременно работая плавниками, которые являются регуляторами и стабилизаторами, которые необходимы для управления движения и балансировки.

— Ребята, обратите внимание на окраску рыб. Что вы можете сказать?

Дети. Окраска у рыб самая разнообразная.

Воспитатель. Верно, окраска у рыб различная. Она служит рыбе для маскировки, так как делает рыбу малозаметной на фоне места обитания.

Читайте также:  Аквариумный сом заболел

Ребята, а есть ли польза от рыб и какая?

Дети высказывают свои мнения.

Воспитатель. Рыбы являются важной частью нашего питания, т. к. содержат много белка; из рыб получают жир, богатый витаминами. Рыбы – богатейший источник витаминов и минеральных веществ. Рыбные блюда рекомендуются гипертоникам, больным язвой желудка, страдающим избыточным весом. Кроме этого рыбу используют для производства кормовой муки для скота. Из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения. Таким образом, роль рыб в жизни человека неоценима, поэтому они являются объектами промысла. А поскольку рыбу вылавливают в огромных количествах, что нужно помнить?

Дети. Нельзя без надобности вылавливать рыбу.

Воспитатель. Используя современные мощные средства добычи, легко можно было бы полностью выловить всю рыбу и тем прекратить дальнейшее рыболовство. Чтобы этого не случилось, уже давно начали применять меры по охране и воспроизводству рыбы.

Законодательством определены способы и сезоны лова. Категорически запрещено глушение рыбы взрывами, так как при этом бесполезно гибнет огромное количество рыбы всех возрастов и пород. Большое внимание уделяется устройству очистных сооружений, которые препятствуют попаданию в реки, озера и моря воды, загрязненной отбросами фабрик и заводов. В стране созданы специальные предприятия по искусственному разведению рыбы.

Наше занятие подходит к концу, поэтому давайте вспомним, что мы сегодня узнали нового?

Дети кратко воспроизводят пройдённый материал.

Воспитатель. Вы сегодня хорошо поработали, получили много новой информации, постарайтесь сохранить свои знания. А у меня для вас небольшой сюрприз, видите эту вазочку. Её послала вам золотая рыбка и просила передать вам, если вы будете хорошо работать.

Воспитатель приглашает детей попить чай с печеньем в виде рыбок.

Черепашка в нашей группе Учить узнавать и называть представителей класса пресмыкающихся- черепаха. Знать некоторые особенности их внешнего вида, передвижение. У.

Сенсорная тематическая книжка «Домашние птицы» Назначение пособия: 1. Закрепление представлений по лексической теме «Домашние птицы». 2. формирование лексико-грамматического строя речи.

Источник: www.maam.ru

Строение рыб
презентация по окружающему миру

Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать.

Скачать:

Вложение Размер
Презентация Строение рыб 609.19 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Строение рыбы Составил старший воспитатель: Черкасова О.В.

Составил старший воспитатель: Черкасова О.В.

Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинутся на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.

Есть у рыб плавательный пузырь, ни у кого другого его нет! – который помогает рыбам нырять, всплывать. Есть ещё удивительный орган – боковая линия. Она проходит вдоль каждого бока рыбы и состоит из маленьких отверстий. С их помощью рыба чувствует малейшие колебания воды и таким образом избегает опасности. Хищника ещё не видно и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение боками.

Тело почти всех рыб покрыто чешуёй. Она растёт всё жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.

Загадки о рыбах

Зубы в пасти в три ряда. Это целая беда. Этот хищник знаменит, Тем, что он — морской бандит

Что за дивная лошадка? Очень странные повадки: Конь не сеет и не пашет Под водой с рыбёшкой пляшет.

Вот так рыба – просто чудо! Очень плоская, как блюдо. Оба глаза на спине, И живет на самом дне. Очень странные дела. Это рыба…

Только мимо нас проплыли, Поиграли и уплыли. Среди волн мелькают спины, Дети, кто это?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строение и мышечный тонус речевого аппарата при дизартриях. Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, ограничение движения языка вниз, нарушение подвижности языка при выполн.

Организованная форма НОД с детми старшей группы.

Цель знакомить детей с строением семени. Задачи: учить работать с семенами растений. развивать наблюдательность, мелкую моторику.закрепить знания о растениях их семенах.воспитывать бережное отношение .

Конспект по ознакомлениб с окружающим миром.

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет .

внутреннее и внешнее строение.

Тема: « СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА. СЕРДЦЕ- ЕГО СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ».Цель: дать детям общее представление о строение тела человека. Познакомить с главным внутренним органом человека-сердцем, его зна.

Источник: nsportal.ru

Класс Рыбы их строение, классификация и основные отряды (Таблица, Схема)

Класс Рыбы — это наиболее многочисленная группа современных позвоночных животных, которая объединяет более 25 тысяч видов. Рыбы являются обитателями водной среды, они дышат жабрами и передвигаются с помощью плавников. Рыбы распространены в разных уголках планеты: от высокогорных водоёмов до океанических глубин, от полярных вод до экваториальных. Эти животные населяют солёные воды морей, встречаются в солоноватых лагунах и устьях крупных рек. Они обитают в пресных реках, ручьях, озёрах и болотах.

Внешнее строение рыбы

Основными элементами внешнего строения тела рыбы являются: голова, жаберная крышка, грудной плавник, брюшной плавник, туловище, спинные плавники, боковая линия, хвостовой плавник, хвост и анальный плавник, это можно увидеть на рисунке ниже.

Внутреннее строение рыб

Системы органов рыб

1. Череп (состоит из мозговой коробки, челюстей, жаберных дуг и жаберных крышек)

2. Скелет туловища (состоит из позвонков с отростками-дугами и ребер)

3. Скелет плавников (парные -грудные и брюшные, непарные — спинной, анальный, хвостовой)

1. Защита мозга, захват пищи, защита жабр

2. Защита внутренних органов

3. Движения, поддержание равновесия

Широкие мышечные ленты, раз­деленные на сегменты

1. Головной мозг (отделы — передний, средний, продолговатый, мозжечок)

2. Спинной мозг (вдоль позвоночника)

1. Управление движениями, безусловные и условные рефлексы

2. Осуществление простейших рефлексов, проведение нервных импульсов

3. Восприятие и проведение сигналов

4. Осязательные и вкусовые клетки (на теле)

5. Боковая линия

4. Осязание, вкус

5. Ощущение направления и силы течения, глубины погружения

1. Пищеварительные пути (рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие)

2. Пищеварительные железы (поджелудочная железа, печень)

1. Захват, измельчение, перемещение пищи

2. выделение соков, способствующих перевариванию пищи

Наполнен смесью газов

Регулирует глубину погружения

Жаберные лепестки и жабер­ные дуги

Кровеносная система (замкнутая)

Снабжение всех кле­ток тела кислородом и питательными ве­ществами, отведение продуктов распада

Почки (две), мочеточники, мочевой пузырь

Выделение продук­тов распада

У самок: два яичника и яйцеводы;

У самцов: семенники (два) и семяпроводы

На рисунке ниже показаны основные системы внутреннего строения рыбы

Классификация класса Рыбы

Живущих в настоящее время рыб делят на 2 основных класса: хрящевые рыбы и костные рыбы. Важные отличительные черты хрящевых рыб — наличие внутреннего хрящевого скелета, нескольких пар жаберных щелей, которые открываются наружу, и отсутствие плавательного пузыря. Почти все современные хрящевые рыбы обитают в морях. Среди них наиболее распространены акулы и скаты.

Подавляющее большинство современных рыб относится к классу костных рыб. Представители этого класса обладают окостеневшим внутренним скелетом. Пара наружных жаберных щелей у них прикрыта жаберными крышками. У многих костных рыб есть плавательный пузырь.

Основные отряды Рыб

Основные признаки отряда

Хрящевой скелет, отсутствует плава­тельный пузырь, нет жаберных крышек; хищники

Тигровая акула, китовая акула, катран

Костно-хрящевый скелет, чешуя — пять рядов крупных кост­ных пластин, между которыми находятся мелкие пластинки

Осетр, белуга, стерлядь

Имеют легкие и мо­гут дышать атмо­сферным воздухом; сохраняется хорда, нет тел позвонков

Австралийский рогозуб, африкан­ский чешуйчатник

Скелет в основном состоит из хряща, есть хорда; плохо развит плавательный пузырь, плавники в виде мясистых вы­ростов тела

Латимерия (един­ственный предста­витель)

В основном пресно­водные рыбы, на че­люстях зубов нет, но есть глоточные зубы для измельчения пищи

Сазан, карась, плотва, лещ

Большинство — стай­ные морские рыбы

Сельдь, сардина, шпрот

Отличительный при­знак — наличие усика на подбородке; большинство — хо-лодноводные мор­ские рыбы

Пикша, салака, на­вага, налим, трес­ка

Экологические группы рыб

В зависимости от мест обитания выделяют экологические группы рыб: пресноводные, проходные, солоноватые и морские.

Экологические группы рыб

Эти рыбы постоянно обитают в пресной воде. Некоторые, например караси и лини, предпочитают стоячие водоёмы. Другие, такие как пескарь обыкновенный, хариус, голавль, приспособились к жизни в текущих водах рек.

Сюда относят рыб, которые для размножения переходят из морской воды в пресную (например, лосось и осетровые) или из пресной воды идут размножаться в солёную (некоторые виды угрей)

Населяют опреснённые участки морей, устья крупных рек: таковы многие сиги, вобла, бычок, речная камбала.

Живут в солёной воде морей и океанов. Толщу воды населяют такие рыбы, как анчоус, скумбрия, тунец. У дна живут скат, камбала.

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, — СПб.: 2004.

Источник: infotables.ru

Строение тела рыбы для детей

Характерные признаки хордовых:

  • трёхслойное строение;
  • вторичная полость тела;
  • появление хорды;
  • завоевание всех сред обитания (вода, наземно-воздушная).

В ходе эволюции совершенствовались органы:

  • движения;
  • размножения;
  • дыхания;
  • кровообращения;
  • пищеварения;
  • чувств;
  • нервная (регулирующая и контролирующая работу всех органов);
  • изменялись покровы тела.

Биологический смысл всего живого:

Общая характеристика

Обитают — пресноводные водоёмы; в морской воде.

Продолжительность жизни — от нескольких месяцев до 100 лет.

Размеры — от 10 мм до 9 метров. (Рыбы всю жизнь растут!).

Вес — от нескольких грамм до 2 тонн.

Рыбы — наиболее древние первичноводные позвоночные. Они способны жить только в воде, большинство видов — хорошие пловцы. Класс рыб в процессе эволюции сформировался в водной среде, с ней связаны характерные особенности строения этих животных. Основной тип поступательного движения — боковые волнообразные движения благодаря сокращениям мускулатуры хвостового отдела или всего тела. Грудные и брюшные парные плавники выполняют функцию стабилизаторов, служат для подъёма и опускания тела, поворотов остановок, медленного плавного движения, сохранения равновесия. Непарные спинные и подхвостовой плавники действуют как киль, придавая телу рыбы устойчивость. Слизистый слой, на поверхности кожи, уменьшает трение и способствует быстрому движению, а также защищает тело от возбудителей бактериальных и грибковых заболеваний.

Внешнее строение рыбы

Боковая линия

Хорошо развиты органы боковой линии. Боковая линия воспринимает направление и силу тока воды.

Благодаря этому даже ослеплённая она не натыкается на препятствия и способна ловить движущую добычу.

Внутреннее строение

Скелет

Скелет является опорой для хорошо развитой поперечно-полосатой мускулатуры. Некоторые мышечные сегменты частично перестроились, образовав группы мышц в области головы, челюстей, жаберных крышек, грудных плавников и т.п. (глазные, наджаберные и поджаберные мышцы, мускулатура парных плавников).

Плавательный пузырь

Над кишечником находится тонкостенный мешок — плавательный пузырь, наполненный смесью кислорода, азота и углекислого газа. Пузырь образовался из выроста кишечника. Основная функция плавательного пузыря — гидростатическая. Изменяя давление газов в плавательном пузыре, рыба может изменять глубину погружения.

Если объём плавательного пузыря не изменяется, рыба находится на одной и той же глубине, как бы повисая в толще воды. Когда объём пузыря увеличивается, рыба поднимается вверх. При опускании происходит обратный процесс. Плавательный пузырь у части рыб может участвовать в газообмене (как добавочный орган дыхания), выполнять функции резонатора при воспроизводстве различных звуков и т.д.

Полость тела

Система органов

Пищеварительная

Пищеварительная система начинается ротовым отверстием. У окуня и других хищных костных рыб на челюстях и многих костях ротовой полости находятся многочисленные мелкие острые зубы, которые помогают захватывать и удерживать добычу. Мускулистого языка нет. Через глотку в пищевод пища попадает в большой желудок, где начинает перевариваться под действием соляной кислоты и пепсина. Частично переваренная пища попадает в тонкую кишку, куда впадают протоки поджелудочной железы и печени. Последняя выделяет желчь, которая скопляется в желчном пузыре.

В начале тонкой кишки в неё впадают слепые отростки, благодаря которым увеличивается железистая и всасывающая поверхность кишечника. Непереваренные остатки выводятся в заднюю кишку и через заднепроходное отверстие удаляются наружу.

Дыхательная

Органы дыхания — жабры — расположены на четырёх жаберных дугах в виде ряда ярко-красных жаберных лепестков, покрытых снаружи многочисленными тончайшими складочками, увеличивающими относительную поверхность жабр.

Вода попадает в рот рыбы, процеживается через жаберные щели, омывает жабры, и выбрасывается наружу из-под жаберной крышки. Газообмен происходит в многочисленных жаберных капиллярах, кровь в которых течёт навстречу омывающей жабры воде. Рыбы способны усваивать 46-82% растворённого в воде кислорода.

Напротив каждого ряда жаберных лепестков находятся беловатые жаберные тычинки, имеющие большое значение для питания рыб: у некоторых они образуют цедильный аппарат с соответствующим строением, у других способствуют удерживанию добычи в ротовой полости.

Кровеносная

Кровеносная система состоит из двухкамерного сердца и сосудов. Сердце имеет предсердие и желудочек.

Выделительная

Выделительная система представлена двумя тёмно-красными лентовидными почками, лежащими ниже позвоночного столба почти вдоль всей полости тела.

Почки отфильтровывает из крови продукты распада веществ в виде мочи, которая по двум мочеточникам поступает в мочевой пузырь, открывающийся наружу позади заднепроходного отверстия. Значительная часть ядовитых продуктов распада (аммиак, мочевина и др.) выводятся из организма через жаберные лепестки рыб.

Нервная

Нервная система имеет вид утолщённой впереди полой трубки. Передний её конец образует головной мозг, в котором имеется пять отделов: передний, промежуточный, средний мозг, мозжечок и продолговатый мозг.

Центры разных органов чувств размещены в различных отделах мозга. Полость внутри спинного мозга называется спинномозговым каналом.

Органы чувств

Органы чувств Место нахождения в головном мозге
Обоняния и вкуса в переднем мозге
Зрения в среднем
Слуха и осязания в продолговатом
Координации движения в мозжечке

Вкусовые рецепторы, или вкусовые почки, находятся в слизистой оболочке ротовой полости, на голове, усиках, удлиненных лучах плавников, рассеяны по всей поверхности тела. В поверхностных слоях кожи рассеяны осязательные тельца и терморецепторы. Преимущественно на голове рыб концентрируются рецепторы электромагнитного чувства.

Два больших глаза находятся по бокам головы. Хрусталик круглый, не изменяет формы и почти касается уплощённой роговицы (поэтому рыбы близоруки и видят не далее 10-15 метров). У большинства костных рыб сетчатка содержит палочки и колбочки. Это позволяет им адаптироваться в меняющейся освещённости. Большинство костных рыб имеют цветное зрение.

Органы слуха представлены лишь внутренним ухом, или перепончатым лабиринтом, расположенным справа и слева в костях задней части черепа. Звуковая ориентация очень важна для водных животных. Скорость распространения звуков в воде почти в 4 раза больше, чем в воздухе (и близка к звукопроницаемости тканей тела рыб). Поэтому, даже относительно просто устроенный орган слуха позволяет рыбам воспринимать звуковые волны. Органы слуха анатомически связаны с органами равновесия.

От головы до хвостового плавника вдоль тела тянется ряд отверстий — боковая линия. Отверстия связаны с погруженным в кожу каналом, который на голове сильно ветвится и образует сложную сеть. Боковая линия — характерный орган чувств: благодаря ей рыбы воспринимают колебания воды, направление и силу течения, волны, которые отражаются от разных предметов. С помощью этого органа рыбы ориентируются в потоках воды, воспринимают направление движения добычи или хищника, не наталкиваются на твёрдые предметы в едва прозрачной воде.

Размножение

Рыбы размножаются в воде. Большинство видов откладывают икру, оплодотворение наружное, иногда внутреннее, в этих случаях наблюдается живорождение. Развитие оплодотворённой икры длится от нескольких часов до нескольких месяцев. Личинки, которые выходят из икры, имеют остаток желточного мешка с запасом питательных веществ. Сначала они малоподвижны, и питаются лишь этими веществами, а потом начинают активно питаться различными микроскопическими водными организмами. Через несколько недель из личинки развивается покрытый чешуёй и похожий на взрослую рыбу малёк.

Нерест у рыб происходит в разное время года. Большинство пресноводных рыб откладывает икру среди водных растений на мелководье. Плодовитость рыб в среднем гораздо выше плодовитости наземных позвоночных, это связано с большой гибелью икры и мальков.

Источник: biouroki.ru

Открытый урок «Рыбы. Строение рыб». 1-й класс

Класс: 1

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с многообразием животного мира, существенными признаками рыб, проблемой экологии водоёмов; развитие воображения, речи, мышления;

Оборудование: 1 компьютеров, проектор, листы бумаги, карточки с заданиями, тетради.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости.
Давайте их поприветствуем.

Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.
На уроке ты сидишь
Тихо-тихо, словно мышь,
Спинка прямо у тебя,

Это делайте, как я. Руки мы вот так кладём И заданий дальше ждём.

– На предыдущих уроках мы познакомились с разнообразием и красотой
животных некоторых классов. Какие классы животных мы уже знаем?

(Ответ учащихся, на доске появляются надписи: млекопитающие, птицы, насекомые.)

Учащиеся сидят командами (3 команды); у каждой команды на столе набор цветных полосок.

– Переверните голубую полоску и прочитайте, название какого класса животных досталось вашей команде. Дальше из жёлтых полосок выберите только те признаки, которые соответствуют вашему классу животных. Один человек от команды должен выйти к доске, отобрать картинки, соответствующие вашему классу животных и назвать признаки.

млекопитающие — вскармливают своих детёнышей молоком; тело покрыто шерстью; птицы – тело покрыто перьями; несут яйца, детёныши появляются из яиц; насекомые — самая многочисленная группа животных; тело состоит из головы, груди, брюшка; имеют 6 ног.

– Возьмите файл. В нем находятся разрезанные картинки. Соберите эти картинки и вы узнаете тему нашего урока.

Учащиеся собирают картинки, на них изображения рыб.

Объяснение нового материала.

– Тема нашего урока “Рыбы”.

(На доске появляется надпись ещё одного класса – РЫБЫ; оставшиеся картинки на доске размещаются под этой надписью.)

– Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с классом рыб; узнаем существенные признаки рыб; также выясним – из каких основных частей состоит тело рыб; научимся конструировать из бумаги рыбку.

– К нам на урок пожаловал ещё один гость. Кто это? (Рыбка.) Слайд 1

– Мы знаем, что рыбы не могут говорить. Озвучить нашу рыбку поможет кто-нибудь из ребят.

Кто такие рыбы? (Животные, которые живут в воде, тело их покрыто чешуёй.) Слайды 2-6

Где могут жить рыбы? (В море, в реке, в аквариуме.) Слайды 7-10

Как рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и хвоста.)Слайды 11-12

Как рыбы дышат? (Жабрами.) Слайды 13-14

– Давайте подытожим всё вышесказанное. (Читаем определение – кто такие рыбы.) Слайд 15

Рыбки весело резвятся В чистой тёпленькой воде. То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.
То плавниками шевеля,
Играют в прятки больше дня.
И никогда покоя Не знает дно морское.

– Дальше мы будем работать по учебникам. Откройте учебники на странице 68. Назовите животных, которые изображены на рисунке вверху. Сосчитайте сколько их. Почему их объединили в одну группу? (Ученики: всё это — рыбы; у них у всех есть плавники, жабры, тело их покрыто чешуёй и живут они в воде.)

– Ребята, внимательно посмотрите на рыбок и подумайте – по какому признаку мы можем разделить всех рыбок на группы. (2 – аквариумные, 4-живут в дикой природе.)

– Внимательно посмотрите на изображение и назовите части тела рыбы. (Называют: голова, туловище, хвост, плавники, жаберная крышка и тело покрыто чешуёй.)

Закрепление нового материала.

Ученик ещё раз показывает строение рыбы. Учебник с. 69: ученики описывают рыб на фото.

– Всё, что мы узнали сегодня на уроке о рыбах, давайте дополним сведениями из научного текста. (Текст “Рыбы” читают по цепочке.)

– Теперь подведём итог нашего урока. (Слайды: ученики отвечают на вопросы Карасика.) Слайды 17-20

Мы отлично потрудились
И немного утомились. (Повороты туловища.)
Приготовьтесь все, ребятки! (Хлопки в ладоши.)
Танцевальная зарядка! (Прыжки на месте.)
Мы похлопаем в ладоши (Хлопки в ладоши.)
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали (Топаем ногами.)
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились.

Художественное моделирование. Слайды 17-20

– Ребята, сейчас мы сконструируем рыбку. У каждого из вас есть конверт, в котором лежат детали. Аккуратно разложите перед собой все детали так, как они расположены на доске. Дальше повторяйте за мной.

(Пошагово выполняется конструирование модели рыбки.)

– Молодцы, ребята! Вы прекрасно поработали сегодня на уроке. С каким классом животных мы сегодня познакомились? Какие основные признаки рыб? Из каких частей состоит тело рыб? Что вам понравилось на уроке? Наш урок закончен.

Источник: urok.1sept.ru