Стояние на реке угре стихотворение

Повесть о стоянии на Угре

Весной 1480 года хан Большой Орды Ахмат решил наказать Русь, отказавшуюся в 1476 году платить дань татарам, и отправился в набег на Москву. Он дошел до устья реки Угры, левого притока Оки, где был остановлен русской ратью. Если бы ордынская конница форсировала реку, то через три-четыре перехода войско Ахмата могло подойти к столице. Русские военачальники перекрыли татарам броды и переходы через реку. Несколько дней шли бои за переправу через Угру, и, когда все атаки были отбиты, началось «стояние на Угре». Стояние это, по словам летописца, было мирным и тихим. Но в это время вся Русь возносила молитвы о заступничестве к Пресвятой Богородице, особо уповая на Ее Владимирскую икону, которая уже не раз спасала страну от погибели.

И вот, когда в ноябре князь Иван III приказал отвести русские силы от Угры к Боровску, хан Ахмат, решив, что ему уступают берег для решающей битвы, испугался и начал быстрое отступление. В погоню за отступающими ордынцами были отправлены небольшие русские силы, окончательно изгнавшие неприятеля с родной земли.

Это значительное событие русской истории, отраженное в летописной «Повести о стоянии на Угре», ознаменовало окончательное падение татаро-монгольского ига. Русское государство стало суверенным не только фактически, но и формально.

Царь Ахмат, услышав, что князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами, пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные проводники вели его к реке Угре на броды. Князь же великий сына своего, и брата, и воевод послал на Угру со всеми силами, и, придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. А сам князь великий поехал из Коломны на Москву к церквам Спаса и Пречистой Богородицы и к святым чудотворцам, прося помощи и защиты православному христианству, желая обсудить и обдумать это с отцом своим митрополитом Геронтием, и со своей матерью великой княгиней Марфой, и своим дядей Михаилом Андреевичем, и со своим духовным отцом архиепископом Ростовским Вассианом, и со своими боярами – ибо все они тогда пребывали в осаде в Москве. И молили его великим молением, чтобы он крепко стоял за православное христианство против басурман.

Князь великий послушался их мольбы: взяв благословение, пошел на Угру и, придя, стал у Кременца с небольшим числом людей, а всех остальных людей отпустил на Угру. Тогда же в Москве мать его великая княгиня с митрополитом Геронтием, и архиепископ Вассиан, и Троицкий игумен Паисий просили великого князя пожаловать его братьев. Князь же принял их просьбу и повелел своей матери, великой княгине, послать за ними, пообещав пожаловать их. Княгиня же послала к ним, веля им прямо отправиться к великому князю поскорее на помощь.

Царь же со всеми татарами пошел по Литовской земле мимо Мценска, Любутска и Одоева и, придя, стал у Воротынска, ожидая, что король придет к нему на помощь. Король же не пришел к нему и сил своих не послал – были у него свои междоусобия, воевал тогда Менгли-Гирей, царь перекопский, королевскую Подольскую землю, помогая великому князю. Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку.

И пришли татары, начали стрелять, а наши – в них, одни наступали на войска князя Андрея, другие многие – на великого князя, а третьи внезапно нападали на воевод. Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река. Были же тогда большие морозы, река начала замерзать. И был страх с обеих сторон – одни других боялись. И пришли тогда братья к великому князю в Кременец – князь Андрей и князь Борис. Князь же великий принял их с любовью.

Когда же река стала, тогда князь великий повелел своему сыну, великому князю, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами перейти к себе в Кременец, боясь наступления татар, чтобы, соединившись, вступить в битву с противником. В городе же Москве в это время все пребывали в страхе, помнили о неизбежной участи всех людей и ни от кого не ожидали помощи, только непрестанно молились со слезами и воздыханиями Спасу-Вседержителю и Господу Богу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери, Преславной Богородице. Тогда-то и свершилось преславное чудо Пречистой Богородицы: когда наши отступали от берега, татары, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали. А наши, думая, что татары перешли реку и следуют за ними, пришли в Кременец. Князь же великий с сыном своим и братией и со всеми воеводами отошел к Боровску, говоря, что «на этих полях будем с ними сражаться», а на самом деле слушая злых людей – сребролюбцев богатых и брюхатых, предателей христианских и угодников басурманских, которые говорят: «Беги, не можешь с ними стать на бой». Сам диавол их устами говорил, тот, кто некогда вошел в змея и прельстил Адама и Еву. Вот тут-то и случилось чудо Пречистой: одни от других бежали, и никто никого не преследовал.

Царь же бежал в Орду, и пришел на него ногайский царь Ивак, и Орду взял, и его убил. Один только царевич хотел захватить окраинные земли за рекой Окой, князь же великий послал братьев своих, двух Андреев, услышали это татары и побежали. И так избавил Бог и Пречистая Русскую землю от нехристей. Был же тогда холод и великие морозы. Царь побежал II ноября.

В 6989 (1481) году пришел князь великий в Москву из Боровска и воздал хвалу Богу и Пречистой Богородице, говоря: «Не ангел, не человек спас нас, но Сам Господь спас нас по молитвам Пречистой и всех святых. Аминь».

Тогда же князь великий и братью свою пожаловал, включил их в договор, князя Андрея и князя Бориса, и князю Андрею дал Можайск, а князю Борису уступил его села, и, скрепив этот договор крестным целованием, они разошлись.

Читайте также:  Замариновать в горчице рыбу

В ту же зиму вернулась великая княгиня София из побега, ибо она бегала на Белоозеро от татар, хотя никто за ней не гнался. А тем землям, по которым она ходила, стало хуже, чем от татар, от боярских холопов, от кровопийц христианских. Воздав же им, Господи, по их делам и по коварству их поступков, по делам рук их дай им. Были же и жены их там, ибо возлюбили они больше жен, нежели православную христианскую веру и святые церкви, где просвятились и начали жизнь в купели святого крещения, и согласились они предать христианство, ибо ослепила их злоба. Но Премилостивый Бог не презрел тех, кто был создан Его рукой, не презрел слез христианских, помиловал их по Своему милосердию и молитвам Пречистой Матери и всех святых. Аминь.

Это мы писали не для того, чтобы их укорять, но да не хвалятся неразумные в безумии своем, говоря: «Мы своим оружием избавили Русскую землю», но воздадут славу Богу и Пречистой Его Матери Богородице, ибо Он нас спас, и отринут это безумие, и творят битву за битвой и доблесть за доблестью ради православного христианства против басурманства, чтобы воспринять в этой жизни от Бога милость и похвалу, а в том мире венчаться нетленными венцами Бога-Вседержителя и обрести царство Небесное. Да получим и мы, грешные, это Царство по молитвам Богородицы. Аминь.

О храбрые, мужественные сыновья русские! Потрудитесь, чтобы спасти свое отечество, Русскую землю, от неверных, не пощадите своей жизни, да не узрят ваши очи пленения и разграбления домов ваших, и убиения детей ваших, и поруганья над женами и детьми вашими, как пострадали иные великие и славные земли от турок. Назову их: болгары, и сербы, и греки, и Трапезунд, и Морея, и албанцы, и хорваты, и Босна, и Манкуп, и Кафа и другие многие земли, которые не обрели мужества и погибли, отечество загубили, и землю, и государство, и скитаются по чужим странам, воистину несчастные и бездомные, и много плача и достойные слез, укоряемые и поношаемые, оплевываемые за отсутствие мужества. Люди, которые сбежали с многим имуществом, и с женами, и с детьми в чужие страны, не только золото потеряли, но и души и тела свои погубили и завидуют тем, кто тогда умер и не должен теперь скитаться по чужим странам бездомными. Ей Богу, видел я своими грешными очами великих государей, бежавших от турок с имением, и скитающихся, как странники, и смерти у Бога просящих, как избавления от такой беды. И пощади, Господи, нас, православных христиан, молитвами Богородицы и всех святых. Аминь.

Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV века / Пер. Я.С. Лурье. М.. 1982. С. 514–521

Источник: pravoslavie.ru

Великое стояние на реке Угре

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

На высоком живописном берегу, близ слияния рек Угры и Оки, над широкими речными просторами в начале

16 века, в память о великом Стоянии на Угре, был основан Спасо-Преображенский Воротынский монастырь.

Народная память сохранила воспоминание о великом подвиге русского народа в борьбе с иноземным игом.

Это было то удивительное время, когда Великий князь Московский Иван III, объединивший русские земли в единое мощное государство, пугавшее Европу своим могуществом, стал государем Всея Руси.

О значении Великого стояния на Угре Н. М. Карамзин писал в своем труде «История государства Российского»: «Это есть великая эпоха, торжественное восстановление нашей государственной независимости, соединенное с конечным падением Большой или Золотой Орды».

После Куликовской битвы в течение ста лет татары не раз разоряли Русскую землю, сжигали города, уводили русских людей в полон. Русь продолжала платить позорную дань Орде. Но вот на Великокняжеский Московский стол восшел Иван III, мудрый и осторожный политик, собиратель русских земель. Он был первым из русских Великих князей, который никогда не приезжал к хану. Более того — он был первым, кто сел на великое княжение без прямой санкции ханской власти. Понимая неизбежность столкновения с Ордой, князь Иван, со свойственной ему предусмотрительностью, вел переговоры с Крымским ханом Менги-Гиреем, договариваясь, в случае нападения ордынцев, о поддержке. Иван III перестал платить дань Орде. Хан Ахмат должен был наказать непокорного данника. К этому его склонял и литовский король Казимир, ссылаясь на усобицу между Великим князем и его братьями.

Летом 1480 г. «вся ордынская сила» двинулась на Русь. Узнав о готовящемся походе, Иван III направил войска под управлением своего сына Ивана «Молодшего» к хорошо укрепленному Серпухову. Сам же Великий князь «ста на Коломне», заняв переправы через Оку на дороге из Орды на Русь. Но Ахмат не решился идти на открытый бой без своего союзника короля Казимира Литовского. Он обошел Оку по Литовской территории и вышел к Угре, «ожидая Казимировой помощи». Узнав об этом, Великий князь послал русскую рать к Угре. Войска растянулись по Оке и Угре на 60 верст: «и пришедше и сташа на Угре, и броды и перевозы отъяша». В начале октября татары подошли к границе с Московским государством, которая проходила по реке Угре.

В 100 метрах от Угры, на огороженной забором территории, построили часовню и здание, в котором и находиться диорама главного сражения Стояния на Угре 8 – 11 октября 1480 года.

Каждый час начиная с 11.00 там проводится экскурсия. Сначала всех заводят в комнату, на стенах которой висят картины художника Павла Рыженко. Он же является автором художественного полотна диорамы.

Начинается вводная лекция о Великом стоянии. Лекция выдержена в православно-патриотическом стиле, о междуусобицах между русскими князьями, которые были причиной того, что орда хана Ахмата пришла на Русь говорилось вскользь.

Читайте также:  Озеро ториковское ленинградская область рыбалка

Интересно было посмотреть на само место события. Действительно, в том месте река широкая и мелкая – человек может спокойно перейти ее вброд. А для коня это вообще не преграда! Думается, что дело было не в том, что ордынцы не могли перейти реку, а в том, что к тому времени у русских появилось огнестрельное оружие – пушки и пищали – которые наносили ощутимый урон войску хана Ахмата. И это был основной фактор, который сдерживал нападавших.

Камень с надписью в память о Великом Стоянии на Угре стоит на берегу.

Как бы там ни было на самом деле, завершение Великого Стояния на реке Угра знаменует начало новой эпохи в развитии Русского государста и 11 ноября – день когда Ахмат отвел свое войско от реки – стоит считать истинным днем независимости России.

Это событие также повлияло на судьбы всего мира, ведь именно с этого момента началась русская экспансия во все стороны света.

Источник: cont.ws

Стояние на реке угре стихотворение

На высоком живописном берегу, близ слияния рек Угры и Оки, над широкими речными просторами в начале
16 века, в память о великом Стоянии на Угре, был основан Спасо-Преображенский Воротынский монастырь.

Э то было то удивительное время, когда Великий князь Московский Иван III, объединивший русские земли в единое мощное государство, пугавшее Европу своим могуществом, стал государем Всея Руси.

О значении Великого стояния на Угре Н. М. Карамзин писал в своем труде «История государства Российского»: «Это есть великая эпоха, торжественное восстановление нашей государственной независимости, соединенное с конечным падением Большой или Золотой Орды».

П осле Куликовской битвы в течение ста лет татары не раз разоряли Русскую землю, сжигали города, уводили русских людей в полон. Русь продолжала платить позорную дань Орде. Но вот на Великокняжеский Московский стол восшел Иван III, мудрый и осторожный политик, собиратель русских земель. Он был первым из русских Великих князей, который никогда не приезжал к хану. Более того — он был первым, кто сел на великое княжение без прямой санкции ханской власти. Понимая неизбежность столкновения с Ордой, князь Иван, со свойственной ему предусмотрительностью, вел переговоры с Крымским ханом Менги-Гиреем, договариваясь, в случае нападения ордынцев, о поддержке. Иван III перестал платить дань Орде. Хан Ахмат должен был наказать непокорного данника. К этому его склонял и литовский король Казимир, ссылаясь на усобицу между Великим князем и его братьями.

Л етом 1480 г. «вся ордынская сила» двинулась на Русь. Узнав о готовящемся походе, Иван III направил войска под управлением своего сына Ивана «Молодшего» к хорошо укрепленному Серпухову. Сам же Великий князь «ста на Коломне», заняв переправы через Оку на дороге из Орды на Русь. Но Ахмат не решился идти на открытый бой без своего союзника короля Казимира Литовского. Он обошел Оку по Литовской территории и вышел к Угре, «ожидая Казимировой помощи». Узнав об этом, Великий князь послал русскую рать к Угре. Войска растянулись по Оке и Угре на 60 верст: «и пришедше и сташа на Угре, и броды и перевозы отъяша». В начале октября татары подошли к границе с Московским государством, которая проходила по реке Угре.

В 100 метрах от Угры, на огороженной забором территории, построили часовню и здание, в котором и находиться диорама главного сражения Стояния на Угре 8 – 11 октября 1480 года.

Каждый час начиная с 11.00 там проводится экскурсия. Сначала всех заводят в комнату, на стенах которой висят картины художника Павла Рыженко. Он же является автором художественного полотна диорамы.
Начинается вводная лекция о Великом стоянии. Лекция выдержена в православно-патриотическом стиле, о междуусобицах между русскими князьями, которые были причиной того, что орда хана Ахмата пришла на Русь говорилось вскользь.

Интересно было посмотреть на само место события. Действительно, в том месте река широкая и мелкая – человек может спокойно перейти ее вброд. А для коня это вообще не преграда! Думается, что дело было не в том, что ордынцы не могли перейти реку, а в том, что к тому времени у русских появилось огнестрельное оружие – пушки и пищали – которые наносили ощутимый урон войску хана Ахмата. И это был основной фактор, который сдерживал нападавших.

Камень с надписью в память о Великом Стоянии на Угре стоит на берегу.

Как бы там ни было на самом деле, завершение Великого Стояния на реке Угра знаменует начало новой эпохи в развитии Русского государста и 11 ноября – день когда Ахмат отвел свое войско от реки – стоит считать истинным днем независимости России.
Это событие также повлияло на судьбы всего мира, ведь именно с этого момента началась русская экспансия во все стороны света.

Источник: krutina.livejournal.com

О, сколько нам открытий чудных.

Городище Свинухово – памятное место великого стояния на Угре 1480 года.

Городище – место древнего города Залидова – крупного военного и административного центра во владениях князей Воротынских. Город играл важную роль в контроле переправы через Угру. На Залидовских лугах, выше по течению реки, по мнению многих исследователей стояли войска хана Ахмата в главном сражении Великого Стояния на Угре 8 – 11 октября 1480 года.

Городище – единственный в Калужской области памятник археологии федерального значения. Единственный! А я и не знал, что совсем рядом с Калугой есть такое место!

Мнения историков по поводу места Великого стояния на Угре расходятся. Одни считают, что войска Ахмата пытались переправится через реку на 5 км. участке ограниченном устьем Угры и ручьем Росвянка. Это всего в 10 км. по прямой от Калуги.
Другие историки считают, что основные события происходили в районе древнего города Залидова, о чем и свидетельствует найденный мною баннер. Это место в 20 км. от Калуги по прямой.

Сейчас на городище Свинухово расположилось кладбище.

Причем на этом кладбище продолжают хоронить, при этом уничтожая структуру городища – срывают бугры и засыпают рвы.
Никого не заботит, что это памятник археологии федерального значения.

Виды на Угру с этого места великолепные. К сожаления, фотоаппарата я с собой не взял и снимал на смартфон.

Читайте также:  Как сделать воблер на щуку видео

Склоны холма обращенные к Угре неестественно крутые – дело человеческих рук. Наверняка город Залидов был окружен и крепостной стеной.

Чуть выше по течению Угры находятся Залидовские луга – общирная безлесая пойма реки, на которой и могло расположиться многотысячное войско хана Ахмата.
Сейчас там пасутся коровы. Следующим летом проплыву по этому участку реки – посмотрю, есть ли в самом деле там броды и переправы.

Дома прочитал про существование нескольких летописей про стояние на Угре. Лишь некоторые из них текстуально соотносимы друг с другом. Одним из ранних рассказов следует считать Повесть, отразившуюся в ростовском летописном своде 80-х гг. XV в., она дошла до нас в составе Типографской летописи.
Ничего особенно героического в этой повести не описано. Это расходится с официальной “героической” версией события, которая фигурирует в Википедии например.

Окончание стояния на Угре было вообще курьезным:

“Между стоявшими на берегах Угры русскими и ордынскими войсками шла перестрелка, а когда Угра замерзла, то Иван III приказал своим войскам отступить к Кременцу (Кременску — городу между Медынью и Боровском. Сейчас это небольшой поселок на реке Лужа). Автор Повести склонен объяснять поведение великого князя влиянием на него советников — “злых человек, сребролюбцев богатых и брюхатых, предателей христианских”. Войска Ахмата, полагая, что неожиданный отход русских предваряет вступление в битву, сами обратились в бегство. Это отступление в Повести рассматривается как чудо Богородицы. “

А по сути дела Иван III сбежал с поля боя!

“Упоминание в великокняжеских сводах колебаний великого князя во время “стояния на Угре” свидетельствует о том, что эта нерешительность (связанная с традиционными представлениями о “клятве” ордынскому царю) была хорошо известна современникам, и официальное летописание не сочло возможным о ней умолчать, возложив, однако, вину на “злых советников”.

Как бы там ни было на самом деле, завершение Великого Стояния на реке Угра знаменует начало новой эпохи в развитии Русского государста и 11 ноября – день когда Ахмат отвел свое войско от реки – стоит считать истинным днем независимости России.
Это событие также повлияло на судьбы всего мира, ведь именно с этого момента началась русская экспансия во все стороны света.

Источник: mik-sazonov.livejournal.com

Диорама «Великое Стояние на Угре».

Это последнее масштабное произведение заслуженного художника России Павла Рыженко, законченное художником буквально за несколько месяцев до смерти.

Диорама размещается на том самом историческом месте, где происходили выбранные для её сюжета события. Это огромное живописное произведение: длина —23,6 м, высота —6,7 м. Два месяца труда. Художник так говорил про картину: “Это моё личное стояние за Русь. Разбудить ген Богатыря, генетическую память народа победителя”.

Стояние на реке Угре — военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III в союзе с Крымским ханством. Оно положило конец монголо-татарскому игу на севере и северо-востоке Руси, где оно держалось дольше всего, и где шёл процесс становления единого Русского государства, которое стало полностью независимым.

В 1472 году Иван Третий отказывается выплачивать дань Орде, заключив союз с крымским ханом Менгли-Гиреем. А в 1476 году Иван отказался явиться в Орду для того чтобы получить от неё ярлык на великое княжение, таким образом отказавшись подчиниться ордынскому хану.

Летом 1480 года Ахмат, заручившись поддержкой Казимира Четвёртого, вышел в поход против Руси. Основные русские военные силы встретились с ордынским войском на речке Угре. Так началось Великое стояние на Угре. Полгода войска стояли, разделённые рекой. Периодически вспыхивали локальные сражения.

Узнав, что Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду так, что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван выделил небольшой, но очень боеспособный отряд под командованием звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого, который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге до её низовий и совершить опустошительную диверсию во владениях Ахмата.

Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд князя Ноздреватого и крымского царевича Нордоулата, намеревающийся захватить и разграбить столицу Орды, а также испытывая недостаток продовольствия, не решился преследовать русские войска и в конце октября — первых числах ноября также начал отводить свои войска. 11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду, разграбив на обратном пути принадлежавший Литве Козельск.

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения.

Видимо поэтому Угру стали называть «поясом Богородицы». Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву. Это великое стояние положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало полностью независимым.

Значительную часть холста занимает озарённый солнцем русский лагерь. Белые палатки, кто-то лечится, кто-то отдыхает. Видно, что стоит артиллерия. Загодя в Москве был основан Иваном III Пушечный двор, где лили русские пушки, которые именно здесь впервые в Русской истории участвовали в противостоянии. Татарские стрелы не долетали до наших рядов войска, а картечная стрельба пушек приносили сильный урон сопернику.

Художник изобразил себя как вышедшего из боя раненного воина с саблей в руке. Голова его перевязана. Художник в последнее время мучился сильными головными болями. Рядом за столом сидит немец (на переднем плане с пикой), датчанин и француз. Уже тогда в войске были иностранные наёмники.

Без веры не победить. Церковь сыграла решающую роль в битве. Главный, по задумке художника, герой картины – преподобный Тихон Калужский (на дальнем плане с нимбом над головой иконой в руках). Его фигура на изображении намеренно едва заметна.

Роль монашеской братии Тихоновой пустыни в тех событиях едва ли не ключевая. Монахи монастыря исповедуют воинов, идущих на бой, они помогают раненым воинам, совершают отпевание почивших бойцов, а также совершают молебны перед Владимирской иконой Божией Матери.

Источник: nikolay-saharov.livejournal.com

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector