отличия и особенности образа жизни

Образ жизни человека — что это такое, определение

Образ жизни – это все виды активности, которые человек выполняет в течение дня. Сюда входят общение с разными людьми, физические упражнения, отдых и многое другое. От него зависят привычки, модели поведения, ритуалы.

Иногда понятие «образ жизни» сводят только до здоровья, на самом деле оно имеет множество значений

Что это такое

Под образом жизни можно понимать список активностей как одного человека, так и определенной социальной группы. С помощью этого понятия можно определить, как живет общество одной страны, какие особенности у него есть.

Образ жизни – это то, что формируется под воздействием среды обитания. Даже если у европейцев будет один уровень материального благополучия, социальный статус, образ жизни у них будет разным, потому что люди растут под воздействием национальных установок.

Например, у японцев сильно развито чувство общности. Гражданин страны восходящего солнца сначала подумает, не мешает ли он кому-то своей активностью, и только потом перейдет к ней. Европейцам такое поведение несвойственно.

Основные составляющие

Понятие образа жизни очень многогранно, оно включает в себя не только уровень физической активности. В него входят возможность покупки материальных благ, качество жизни (доступность медицинских услуг, образования и т.п.).

Имеет значение и стиль существования: ведет ли человек активную общественную или политическую деятельность, занимается ли он просветительством и т.п. Еще одна важная составляющая – это уклад жизни. Сюда относят традиции, законы общества, уровень культуры населения.

Формирование

Человек не рождается с определенным набором полезных жизнедеятельностей. Образ жизни формируется под воздействием разных установок, например, национальных или семейных.

Родители являются первым примером для подражания

Многое зависит от того, в какую социальную группу попал человек. Например, если в ней принято активно заниматься спортом, то он перенимает эту привычку. Нельзя однозначно сказать, от чего может зависеть формирование образа жизни, – на каждого индивида влияет совокупность факторов.

Основные виды

Человек за свою жизнь может неоднократно менять сценарии существования. Они бывают разными: здоровым, холостяцким, светским и другим. Каждый сам выбирает себе то, что ему предпочтительно.

Здоровый

Включает в себя понятие о правильном питании, уровне физической активности, профилактических мерах. При таком образе жизни человек отказывается от вредных привычек, ему важно правильно направить энергию. При ведении ЗОЖ для индивида недопустима мысль о вреде для организма.

Важно! Понятие здорового существования у каждого свое, но не стоит впадать в крайности: сыроедение, сухое голодание и т.п.

Светский

В этом случае необязательно стремиться принадлежать к высшим слоям общества. Достаточно активно посещать социальные мероприятия, выставлять свою жизнь в социальных сетях, придерживаться моды в одежде. Такая категория людей очень привязана к коммуникациям, им нужно постоянно знакомиться, общаться, проводить время вместе.

Холостяцкий

Для этого образа жизни характерно избегание брака. При этом человек не отказывается от того, чтобы встречаться с кем-то, но серьезные отношения это не для него. Для индивида особую ценность представляют его личные границы.

Семейный

Для этой категории людей важнее всего брак, поддержание родственных отношений, нахождение в гуще событий.

С таким образом жизни человек умеет идти на компромиссы, учитывает мнения всех участников

В качестве разумной мотивации индивид выбирает возможность улучшения благополучия семьи.

Замкнутый

Иногда люди считают нормальным бывать в уединении. Таким личностям не нужны шумные компании, им нормально находиться без поддержки окружающих. Простые примеры типичного времяпровождения – чтение книг, интернет, просмотр фильма. Подобный образ жизни нельзя считать патологическим.

Активный

Находится на пике популярности. В него входят путешествия, занятия спортом, т.е. любая смена привычной обстановки. Учитывают все виды активности, которые есть в жизни человека, например, поход в спортзал или секцию бокса.

Аристократический

При таком образе жизни человек стремится к шикарному существованию. Он посещает не только официальные светские мероприятия, но и старается дорого одеваться, носить элегантные украшения из драгоценных металлов.

Свою жизнь такие люди составляют не только из увеселительных мероприятий. Они активно посещают тренажерный зал, у них свободный график, они занимаются нетипичным бизнесом. Нельзя однозначно сказать, какой образ жизни самый правильный. Каждый человек делает выбор сам.

Альтернативные виды

При строгом образе жизни человек стремится показывать только то поведение, которое одобряется обществом. Он желает всем угодить, продемонстрировать свою благонадежность.

Важно! Индивид предъявляет к другим очень высокие требования, которым сложно соответствовать.

В психологии подобное поведение рассматривается как чрезмерный перфекционизм, который приводит к плохим последствиям.

Не всегда индивид придерживается здорового существования. Кто-то уходит в разгульный образ жизни. Такой человек стремится получать удовольствие, свои желания он ставит выше всего. Может быть склонным к вредным привычкам.

Индивид может состоять в разных образах жизни, например, сочетать ЗОЖ и активный. За время своего существования он не раз еще поменяет привычки.

Детский образ жизни

В силу возраста ребенок зависим от родителей. Они решают, что он будет есть, как себя вести, куда пойдет (школа, детский сад, частные учебные заведения и т.п.).

Иногда ребенок вырастает в физическом плане, но его мышление остается таким же незрелым. Ему проще, когда за него решают, он перекладывает ответственность за свою жизнь на другого взрослого.

Подобное поведение называется инфантилизмом. У этого слова множество определений, основное значение – психическая незрелость. При таком образе жизни человек зависим от другого. Он легко может стать жертвой мошенников, манипуляторов и других опасных личностей.

Как измениться

В определенный момент жизни человек задумывается над тем, что его образ жизни ненормальный и болезный. В таком случае ему придется кардинально изменить мировоззрение, но сделать это очень сложно.

Начать нужно с перечисления того, что не устраивает на данный момент. Желательно детально разобраться в каждом раздражающем факторе. Например, если работа неприятна, то может дело в зарплате или коллегах?

Можно записать список желаемых изменений, это позволит настроиться на перемены

Не нужно пытаться моментально все исправить. Лучше составить краткий план действий, который поможет достигать поставленных целей. Могут возникать сложности и непредвиденные препятствия, это нормально.

При смене образа жизни человек испытывает сильный дискомфорт. Меняются его представления о мире, людях, он обзаводится новыми моральными установками. Подобный выход из зоны комфорта всегда неприятен.

Не стоит останавливаться на половине пути. Тренированность духа позволяет с легкостью решать любые сложности. Постепенно индивид привыкает к новым видам активности, и они перестают его нервировать.

Если у человека стоит цель «обзавестись новыми социальными связями», то ему стоит постоянно искать новых знакомых. Так он разовьет коммуникативный навык, и ему будет легко общаться. Одну цель можно достичь разными способами. Поэтому нельзя расстраиваться и отчаиваться после первой ошибки.

Истоки аморальности

Образ жизни может быть и отрицательным. К этой категории относят наркоманов, алкоголиков, люмпенов и прочих личностей, которые ведут неодобряемое существование. Такие люди могут определяться как социально неблагополучные.

Не всегда маргиналами становятся выходцы из плохих семей

Чаще всего аморальное поведение формируется в детстве. Когда человек не получает наказание за плохие поступки, он привыкает к тому, что можно вести себя как угодно. В культуре не всегда приветствуется публичное порицание, поэтому появление маргиналов закономерно.

Еще одна причина – психические болезни. При некоторых болезнях у человека нет эмпатии, самокритики и других важных качеств личности. Отличие такого состояния от образа жизни – в органических нарушениях. Психические болезни легко определит врач соответствующего профиля.

В официальной медицинской практике можно встретить разные случаи. Некоторым людям удается победить маргинальное поведение и вернуться в общество. Другие – предпочитают оставаться там, где они живут.

В качестве мер профилактики необходимо обеспечить аморального человека полезной деятельностью, помогать ему развивать духовные представления. Его учат поддерживать социальные связи, помогают провести укрепление отношений с семьей.

Каждый человек ведет определенный образ жизни. В него входит комплект из разных активностей. Они могут быть как полезными, так и опасными.

Видео

Источник: srazu.pro

В чём разница в образе жизни городских и сельских жителей?

Городская жизнь против сельской – наверное, самое жаркое и долгое противостояние. Одна сторона считает, что жизнь в городе прекрасна, другая – напротив, что в селе лучше всего, без городской суеты и вблизи с природой. Я лично считаю, что всего нужно понемногу. Жить можно и в городе, но не забывать навещать родню в селе или просто выбираться за город.

Образ жизни

Само понятие образа жизни объясняет поведение человека, его жизненный уклад и может многое рассказать о его сущности. Форма жизнедеятельности – основное объяснение понятия образа жизни. Оно характеризуется общением, характером поведения, складом ума человека. Образ жизни существует с того момента, как появился сам человек. Каждый имеет свой индивидуальный образ жизни. Можно выделить следующие параметры образа жизни:

  • учеба;
  • быт;
  • культурная деятельность;
  • общественная деятельность;
  • различные привычки.

Городской стиль жизни

Городской образ жизни подразумевает в себе некую суету, постоянное движение. Лично у меня сразу возникает ассоциация с серым цветом, загазованностью от автомобилей и многочисленные заводы. По большей части, это касается крупных городов. Образ жизни у людей в них очень однообразен и скучен. Утром с рассветом весь город просыпается, умывается, завтракает (и то не всегда), после проводит около часа в пробке и добирается на работу. Работа также сплошная рутина, после окончания которой, уставшие, люди ложатся в кровать, и потом все заново.

Читайте также:  Калорийность филе окуня жареное

Сельский стиль жизни

В современном мире сложился неоправданный стереотип, что в селе чаще живут люди “недалекие”, но я считаю, что это не так. Пусть в селе образование не на таком уровне, как в городе, зато уровень здоровья у людей значительно выше. Они находятся в постоянном общении с природой. Почти у каждого в селе есть домашнее животное, что не может не радовать.

Поэтому тяжело сказать, кому больше повезло, и кто больше развит: городской или сельский человек. Город предоставляет больше возможностей, но времени реализовать эти возможности из-за высокого ритма жизни просто нет.

Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем!

Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!

Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!

Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!

Я всегда была связана с сельской жизнью. В детстве – приезжала к бабушке, а потом и сама стала жить в деревне. Сейчас все больше и больше молодых людей не признает жизнь в деревне, стремятся уехать из сел и поселиться в большом городе. Но есть и такие люди, которые бегут из мегаполисов и стремятся найти единение с природой в небольшом сельском доме.

Особенности жизни в селе

Жизнь в селе – это не только единение с природой и праздник души, это ежедневный тяжелый труд. И человек, решивший поселиться в деревне и вести домашнее хозяйство, должен учитывать следующее:

  1. Взрослый человек живя в селе встает с восходом солнца, так как необходимо выполнить все хозяйственные работы.
  2. С самого маленького возраста каждый ребенок получает свои обязанности, которые должен выполнять ежедневно. Например: собирать яйца, следить за поилками у животных, помогать садить огород и собирать урожай.
  3. Вечером взрослому поколению ничуть не легче. Нужно снова всех накормить, закрыть на ночь, где нужно – убрать и пролечить.
  4. Для отдыха у сельских жителей очень мало времени, особенно в летнюю пору, необходимо заготовить корма на холодный период. Нужно следить за огородом, вовремя пропалывать, поливать, обрабатывать растения и собирать урожай.

Конечно, жизнь в городе отличается от жизни в селе, поэтому даже в селах сейчас все больше людей отказывается от большого хозяйства, устраиваются на работу в город и ведут жизнь такую же, как и городские жители.

Образ жизни городских жителей

Люди в городах не зависят от солнца и строят свой день в зависимости от графика работы или учебы. Дети дома почти ничего не делают и записаны во множество кружков и секций. В бытовой жизни у горожан также минимум обязанностей, которые ограничиваются уборкой, стиркой и уходом за домашними животными. Вечера горожане проводят так как хотят, одни идут в места культурного отдыха или в клубы, другие просто смотрят телевизор.

Жизнь в селе требует полной отдачи, и не все ее выдерживают. Например, я не завожу домашнего хозяйства, а при малейшей возможности я перееду в город.

В своей жизни довелось побывать в разных ипостасях. Родился я в небольшом поселке с населением меньше 5 тысяч жителей. Все детство и юность прошли в сельской местности юга Украины, среди бескрайних полей аграрного центра страны. По окончании школы, как и большинство молодежи, направился искать счастья в город. Учеба в ВУЗе и первый опыт трудовой деятельности проходили в крупном индустриальном центре, городе металлургов и казаков – Запорожье.

Соседские отношения

Побывав в шкуре «городского» и «колхозника», как иногда снисходительно отзываются друг о друге жители из разных по степени урбанизации местностей, могу сказать наверняка, что главное отличие – взаимоотношение между соседями. В селе все знают обо всех:

  • Место рождения.
  • Время поселения в доме.
  • Предков и родственников соседа.
  • Отношения внутри семьи.
  • Кто и чем занимается, как зарабатывает на жизнь.

В городе люди часто не знают в лицо даже соседей по лестничной площадке и не стремятся познакомиться с живущими по другую сторону стены жильцами многоквартирного дома. Трепетное отношение к соседям в небольших поселениях связано не только с большей отзывчивостью людей. Знать привычки, характер, состояние здоровья и материальное благополучие соседа – это способ выжить в местности, до которой сможет проехать не всякий автомобиль, а скорая помощь может добираться больше трех часов. Немаловажное значение имеет утоление информационного голода людьми, не привыкшими узнавать новости из интернета. Надежнейший способ распространения информации в деревнях – сарафанное радио.

Разница в отношении к домашним животным сельских и городских жителей

Для жителя мегаполиса собака, кот, шиншилла или попугайчик часто становятся лучшим другом, иногда единственным. По иронии судьбы, в густозаселенной местности люди более одиноки. Отдушину горожане находят в домашних питомцах. Складывается впечатление, что животных некоторые городские жители любят больше, чем людей.

Нельзя сказать, что животных в селе любят меньше. Просто характер взаимоотношений между людьми и их питомцами другой, более утилитарный:

  • Собака, прежде всего, сторож.
  • Кот – ловец мышей.
  • Кролик – вкусное мясо.

Источник: travelask.ru

Отличия и особенности образа жизни

Постоянное снижение уровня здоровья учащихся как в процессе обучения в школе, так и изначально приходящих в нее заставляет исследователей этой проблемы обращать внимание не только на внутришкольные факторы, но и на особенности образа жизни детей в семьях. К сожалению, происходящее в последние десятилетия падение уровня жизни многих слоев населения, социальные потрясения, ухудшение общедоступной медицинской помощи, неблагоприятные изменения качества окружающей среды привели к снижению уровня и качества жизни многих семей и ухудшению показателей состояния здоровья детского населения. И все же не только экономические возможности, но и другие особенности образа жизни родителей влияют на здоровье детей.

Изучение влияния социально-гигиенических и медико-биологических факторов на формирование здоровья детей позволило установить, что наибольший вклад (от 18 до 28 %) вносят возраст родителей, состояние здоровья матери, вскармливание грудным молоком до 6 месяцев жизни ребенка, характеристика питания, психологический климат в семье, вредные привычки родителей, социально-гигиеническая характеристика семьи, отношение родителей к реализации профилактических мероприятий, наследственность [4]. Среди этих факторов ведущее значение в формировании состояния здоровья детей имеют психологический климат семьи, здоровье матери, отсутствие или наличие вредных привычек у родителей.

Имеются многочисленные данные по влиянию образования и социально-экономического статуса родителей на здоровье детей. В бедных семьях выше смертность детей от несчастных случаев, травм, больше заболеваемость, выше уровень и средняя длительность госпитализации. Риск несчастных случаев среди детей уменьшается с ростом образования матери. Установлено выраженное влияние на здоровье учащихся низкого материального уровня семей, большой занятости на работе матерей, злоупотребления алкоголем отцов. Показатели здоровья детей, особенно раннего возраста, зависят от типа семьи – полная, неполная и т.п. Заболеваемость детей в неполных и негармоничных семьях достоверно выше, чем в полных, часто болеющих детей у них больше и эта разница усугубляется с возрастом. Здоровье внебрачных детей хуже, они чаще рождаются недоношенными, позже начинают ходить и говорить, чаще болеют острыми и хроническими заболеваниями.

Достаточно многочисленные исследования позволяют говорить об «уязвимых детях», т.е. тех, которые в большей степени, чем другие, подвержены риску заболеть. Это внебрачные дети, дети из неполных семей, из семей, проживающих в неблагоприятных социально-экономических условиях (низкий доход, плохое питание), детей из неблагополучных семей (семей, где встречаются алкоголизм, асоциальное поведение, небрежное отношение к воспитанию и т.п.). Некоторые специалисты рекомендуют относить к «уязвимой» группе единственного в семье ребенка; детей, рожденных после длительного бесплодия; нежеланных детей; детей пожилых родителей; детей, рожденных в позднем браке; детей, «заменивших» умершего ребенка или родившихся в период, когда кто-то в семье умер [4].

Факторы, влияющие на здоровье конкретных детей, могут серьезно отличаться от среднестатистических. И все же возможно выделить общие тенденции. Роль семьи наиболее значительна в препубертатный период, несколько снижается у подростков и опять возрастает у старших школьников. Образ жизни в наибольшей степени влияет на здоровье подростков и в меньшей – на здоровье старшеклассников. Среди наследственных факторов особую роль играют здоровье матери и отца, индекс наследственной отягощенности, время проживания предков на севере, северный стаж матери [1]. В группе семейных факторов выделяется своим пагубным влиянием курение в семье. В ряде зарубежных исследований показано негативное влияние табакокурения не только на течение беременности, но и на последующее развитие ребенка [7, 8].

Особое значение имеет образ жизни родителей, так как правила здорового образа жизни, которым учат детей в школе, дома могут ежедневно подтверждаться или игнорироваться. Именно семья осуществляет первичное воспитательное воздействие на сознание и поведение человека, прививает гигиенические установки, понятия, принципы и наиболее естественно и эффективно формирует здоровый стиль жизни, соответствующий конкретным условиям жизнедеятельности. Данные ряда исследований показывают, что для подавляющего большинства учащихся именно родители являются наиболее предпочтительным источником получения информации о способах сохранения здоровья [2, 5]. В то же время многие родители в силу разных причин не уделяют достаточного внимания здоровому образу жизни ‒ как своему собственному, так и ребенка.

Целью нашего исследования явилось выявление семейных факторов риска, влияющих на образ жизни и здоровье детей. Использовались следующие методики:

Читайте также:  Самые смешные рыбы в мире

1. Анкета «Изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье и заболеваний у детей» [3].

2. «Карта наблюдения за состоянием ребенка» (центр образования и здоровья РАО). Карта заполняется по результатам наблюдения за ребенком в течение недели. Критерии оценки есть в карте. Если суммарный балл в пределах 0-10 – состояние ребенка не вызывает тревоги, он справляется с учебной нагрузкой, нет перенапряжения. Если суммарный балл 11-20, то следует обратить внимание на режим дня, проанализировать дополнительные нагрузки, выявить трудности, которые возникают. Если суммарный балл > 20, то это свидетельствует о значительном напряжении, нарушении адаптации и ухудшении состояния психического здоровья.

3. Тест-анкеты для оценки поведенческих привычек у ребенка, повышающих риск нарушений зрения и осанки [6]. Итоговый показатель менее 10 баллов свидетельствует о незначительных факторах риска в образе жизни; наличие более 20 баллов позволяет отнести ребенка к группе риска.

4. Разработанный нами опросник для изучения особенностей образа жизни учащихся и родителей.

Статистическая обработка полученных данных осуществлялась при помощи программы Microsoft Excel XP, Statistica 6.0 стандартно с помощью критерия Стьюдента при 95 %-м уровне значимости, а также с использованием критерия χ2.

Исследование проводилось на территории Ханты-Мансийского автономного округа в 2008-2010 годах, участвовали 122 семьи старшеклассников школ г. Сургута и 122 ребенка из данных семей. Исследование аналитическое. Выборка стратифицированная случайная, анкетирование анонимное (номер комплекта анкет для родителей совпадал с номером анкет для ребенка). Возраст детей, участвующих в исследовании ‒ 15-17 лет.

Анализ медико-биологических факторов риска периода беременности показал, что возраст матерей в период рождения участвующего в исследовании ребенка был следующим: до 19 лет – 7,37 ± 2,36 %, от 20 до 29 лет – 75,41 ± 3,89 %, 30 лет и выше – 17,21 ± 3,41 %; возраст отцов: 2,45 ± 1,39 %, 82,78 ± 3,42 % и 2,45 ± 1,39 % соответственно.

В период беременности у 40,98 ± 4,45 % матерей не было токсикоза, у остальных (59,02 ± 4,45 %) – был; перенесли инфекционные заболевания – 4,09 ± 1,79 % матерей. До беременности имели хронические заболевания – 10,65 ± 2,79 % матерей и 6,55 ± 2,23 % отцов.

Контакт с вредными производственными факторами (химические вещества, шум, вибрация, электромагнитные поля и др.) до рождения ребенка имели – 7,37 ± 2,36 % матерей и 10,65 ± 2,79 % отцов.

В период беременности принимали лекарства 21,31 ± 3,71 %, испытывали чувство повышенного напряжения (стресса) – 14,75 ± 3,21 % матерей. Наследственные заболевания по линии матери имеются у 13,11 ± 3,05 %, со стороны отца – у 11,47 ± 2,88 %.

Алкогольные напитки во время беременности (даже если это случалось редко) принимали – 4,91 ± 1,95 % матерей и 61,47 ± 4,40 % отцов (из них 2,45 ± 1,39 % – часто). Курили до беременности – 15,57 ± 3,28 % матерей и 73,77 ± 3,98 % отцов.

Анализ факторов риска раннего детства показал, что до 6 месяцев получали грудное молоко – 40,98 ± 4,52 %, более 6 месяцев – 51,63 ± 4,50 %, не получали – 7,37 ± 1,63 %. Только 27,05±4,02 % родителей регулярно закаливали до года своих детей, 43,44 ± 4,48 % – нерегулярно и 29,51 ± 4,12 % – не применяли закаливающих процедур.

Не болели ни разу на первом году жизни – 32,78 ± 4,24 % детей, болели менее 4-х раз – 49,18 ± 4,53 %, 4 раза и более – 18,03 ± 3,48 %. Кишечные инфекции перенесли – 9,01 ± 2,59 %, стафилококковые и стрептококковые инфекции – 4,09 ± 1,79 %, молочницу – 18,03 ± 3,48 %, дисбактериоз – 4,91 ± 1,95 %, экссудативный диатез – 13,11 ± 3,05 %, насморк – 26,22 ± 3,98 %, острые вирусные заболевания – 9,01 ± 2,59 %, грипп – 9,83 ± 2,69 %, травмы – 1,63 ± 1,14 %, другие заболевания – 11,47 ± 2,88 %.

Рассмотрение факторов риска, характеризующих условия жизни ребенка, показало, что отдельную квартиру имеют – 75,40 ± 3,89 %, частный дом – 11,47 ± 2,88 %, комнату в коммунальной квартире – 4,91 ± 1,95 %, комнату в общежитии – 8,19 ± 2,48 % семей. Имеют жилую площадь на одного члена семьи: до 5 м2 – 16,39 ± 3,35 %, от 5 до 12 м2 – 38,52 ± 4,41 %, свыше 12 м2 – 45,08 ± 4,50 %. Число детей в семьях: у 23,77 ± 3,94 % – один, у 60,65 ± 4,45 % – два, у 13,93 ± 3,13 % – три, у 1,64 ± 1,14 % – четыре.

Состав участвующих в исследовании семей: 77,86 ± 3,75 % – полные, 20,49 ± 3,65 % – только мать, 1,63 ± 1,15 % – только отец. Доход на одного члена семьи: выше прожиточного минимума – 48,36 ± 4,52 %, соответствует прожиточному минимуму – 40,16 ± 4,43 %, ниже прожиточного минимума – 11,47 ± 2,88 %.

Высшее образование имеют 15,57 ± 3,28 % отцов и 28,68 ± 4,09 % матерей; среднее, среднетехническое и средне-специальное – 82,78 ± 3,41 % отцов и 69,67 ± 4,16 % матерей; неполное среднее – 2,45 ± 1,39 % и 1,64 ± 1,14 % соответственно.

Расценивают семейную обстановку как благополучную – 95,90 ± 1,79 %, как конфликтную – 3,27 ± 1,61 % родителей. Дети оценивают обстановку в семьях несколько иначе: только 55,74 ± 4,49 % детей практически всегда удовлетворены взаимоотношениями; чаще всего удовлетворены, но не всегда – 40,16 ± 4,43 %; чаще не удовлетворены – 4,09 ± 1,79 %. Инвалиды и тяжелобольные имеются в 0,82 ± 0,81 % семей.

Отдыхают в летние каникулы за городом: все лето – 28,68 ± 4,09 %, часть лета – 58,19 ± 4,46, никуда не выезжают – 13,11 ± 3,05 % учащихся. Дома, в воскресные дни, принимают пищу: 4 и более раз – 44,26 ± 4,49 % %, три раза – 46,72 ± 4,51 %, два раза – 8,19 ± 2,48 %, один – 0,81 ± 0,81 %.

Анализ особенностей образа жизни показал, что только в 22,13 ± 3,75 % семей дети вне учебного учреждения регулярно занимаются физкультурой и спортом (15,57 % – нерегулярно). Не соблюдают режим дня – 59,02 ± 4,45 % родителей и 54,92 ± 4,50 % детей; не применяют закаливающие процедуры – 89,34 ± 2,79 % родителей и 84,42 ± 3,28 % учащихся.

Источник: fundamental-research.ru

Этапы эволюции человека. Древние и первые современные люди

Древние люди. Древних людей в науке называют палеоантропами, иногда неандертальцами. Палеоантропы считаются прямыми предками современных людей. Вообще по образу жизни, сознанию и условиям социальной жизни древние люди были похожи на современных людей. Скелет их был найден впервые в 1848 г. в Европе. В 1856 г. в долине реки Неандерталь в Западной Германии впервые найдены ископаемые останки древних людей. Останки неандертальцев обнаружены во многих районах России. Известный российский антрополог М. М. Герасимов по особенностям строения черепа древних людей создал их внешний вид. Палеоантропы жили 1,5 млн. — 250 тыс. лет назад. Древние люди были ростом 155—165 см, объем мозга составлял около 1400 см3. По сравнению с архантропами у палеоантропов височная доля больших полушарий головного мозга, связанная с речью, была хорошо развита, уменьшилась нижняя челюсть.

Намного сложнее были орудия труда, найденные в жилищах древних людей (рис. 56).

Рис. 56. 1 — деревянное копье, сделанное 300 тыс. лет назад; 2 — каменное орудие, сделанное 250 тыс. лет назад; 3 — каменное орудие, сделанное 200 тыс. лет назад

Они умели изготавливать приспособления для обработки кожи животных. Было доказано, что из костей крупных животных (мамонт) они строили себе жилища. У палеоантропов были хорошо развиты мыслительные способности. В это время появились различные отрасли прикладного искусства. Сформировалось общественное сознание, появились наскальные рисунки, рисунки на костях, стали хоронить покойников. Древние люди в неблагоприятных погодных условиях жили в пещерах и пользовались огнем. Они коллективно охотились на зверей и жили во многих областях земного шара. Костные останки древнего человека, обнаруженные в Северной Африке, сходны с останками, найденными в Европе. Поэтому существует мнение, что древние люди жили одновременно во многих районах Земли. В 1938 г. русский ученый А. П. Окладников (1908—1980) обнаружил останки древних людей в пещере Тесиктас в Узбекистане. Это открытие имело международное значение. Остатки жилища древних людей, орудия из камня, кости животных обнаружены во многих местах Казахстана.

В 1958—1962 гг. казахстанский ученый X. А. Алпысбаев обнаружил жилища древних людей в районе Каратау Южного Казахстана. Каменные орудия древних людей обнаружены и в Центральном Казахстане, в окрестностях Бетпакдалы. Значительный вклад в эту область внес выдающийся ученый А. X. Маргулан. В науке этот период называется каменным (или каменным веком). Орудия каменного века найдены в Восточном Казахстане (Алтайский регион), в окрестностях Семипалатинска, возле Арала, Сарыарки, в Западном Казахстане, Мангистауской области.

Древние люди жили группами по 50—100 человек. Мужчины коллективно охотились на зверей, женщины собирали съедобные растения и плоды. Старшие, более опытные, изготовляли орудия. Древние люди обрабатывали шкуры и одевались в них. В суровых условиях ледникового периода естественный отбор способствовал выживанию наиболее выносливых, ловких, смелых древних людей. В этот период важную роль играли социальные факторы: коллективный труд, совместная борьба за жизнь и развитие разумного мышления.

Читайте также:  Оснастка бортовой удочки на леща с кивком

Первые современные люди. Их в науке называют “ископаемыми формами неоантропов” или в популярной литературе — “кроманьонцами”. Останки их впервые обнаружены в 1868 г. в пещере Кро-Маньон во Франции. Кроманьонцы жили 30—50 тыс. лет назад. Жилища их найдены также во многих местах Казахстана. Неоантропы были ростом 170—180 см, жили 30—40 лет. Объем мозга достигал 1400—1600 см3. Лобные и височные доли переднего мозга были хорошо развиты. Лобные кости выступают вперед, глазницы большие, развитый подбородочный выступ, не очень высокий прямой лоб. Неоантроп жили в построенных ими жилищах. Питались в основном мясной пищей. Для охоты использовали и изготавливали различные орудия из камня, кости. В пещерах на стенах изображены рисунки красками или нацарапаны. В это время были развиты разные отрасли прикладного искусства (рис. 57).

Рис. 57. Охота на мамонтов 35 тыс. лет назад

Они умели готовить из глины посуду. Кроманьонцы стали приручать некоторых животных и делали первые шаги в земледелии. Сформировались традиции родового и племенного общества. Особое внимание они уделяли преклонению перед окружающей природой, заботе о ней. В процессе их эволюции появились первые современные люди — вид человек разумный. В жизни неоантропов ведущую роль стали играть социальные факторы, а не биологические. Они стали уделять внимание воспитанию, обучению, передаче опыта. Древние люди перешли к новому образу жизни, используя свою ловкость, решительность и сообразительность. Главной целью их жизни были забота о потомстве, уважение к старшим. Неоантропы обрели способность бороться, жертвовать собой, думать о будущем своего племени, рода и семьи.

Возникновение, развитие и формирование современного человека — сложный и длительный процесс. По мнению известного русского ученого Я. Я. Рогинского (1895—1986), в эволюции человека произошли следующие основные морфологические изменения. Во-первых, благодаря изменениям костей верхних и нижних конечностей и туловища человек перешел к прямохождению. Во-вторых, был усложнен головной мозг и увеличен его размер. В-третьих, уменьшились челюстные кости, появилась способность к речи. Также использование и совершенствование орудий труда, членораздельную речь в общении между собой, коллективный образ жизни человек ставил на первое место. Развитие сознания и культуры оказало влияние на появление качественных изменений в эволюции человека.

Индивидуальные наследственные изменения — мутации — и теперь наблюдаются у человека. Только на основе знаний биологических закономерностей возможно управление ими, предупреждение проявлений вредных признаков. Особую роль труда в развитии человека отмечал выдающийся ученый Аль-Фараби. Он говорил о том, что человек поднялся на самую высшую ступень развития живых организмов на Земле, изготавливая орудия труда и используя их для своих нужд. Аль-Фараби пришел к выводу, что только труд отделил человека от животного мира и дал возможность его физическому и духовному развитию.

Палеоантропы. Неандертальцы. Неоантропы. Кроманьонцы. Человек разумный.

1. В научной литературе древних людей называют палеоантропами, или неандертальцами.

2. Многие признаки древних людей сходны с таковыми у современных людей (способность к изготовлению орудий труда, речь, увеличение объема мозга).

3. Жилища, орудия труда древних людей найдены в окрестностях Каратау, в некоторых районах Центрального Казахстана, Алтая, Семипалатинска, Арала, Сарыарки, Мангистау.

4. Прямые предки современного человека — кроманьонцы.

1. Как называют в научной литературе древних людей?

2. Где впервые были найдены останки древних людей?

3. Назовите основные признаки строения тела древних людей.

1. В каких областях Казахстана были найдены остатки жилища, орудий труда древних людей?

2. Назовите признаки, свойственные строению тела кроманьонцев.

3. Какие отличия в образе жизни были менаду древними людьми и кроманьонцами?

1. Назовите последовательно этапы эволюции человека и охарактеризуйте особенности строения их тела на каждом этапе эволюции.

2. Назовите особенности образа жизни человека на каждом этапе его эволюции.

3. Докажите на примере связь между биологическим и социальным факторами в эволюции человека.

Систематизируйте основные этапы эволюции человека и составьте таблицу.

Источник: bioslogos.ru

Отличия и особенности образа жизни

ОБРАЗ ЖИЗНИ

ОБРАЗ ЖИЗНИ – форма человеческой (индивидуальной и групповой) жизнедеятельности, характерная для исторически конкретной системы социальных отношений и цивилизационного устройства. Фиксируя особенности общения, поведения и склада мышления людей в сферах труда, быта, досуга, общественно-политической и культурной деятельности, понятие «образ жизни» дает типологическую, «портретную» характеристику того, как преломляются и воплощаются реальные условия жизнедеятельности (природные, экономические, социально-политические, культурные и т.д.) в повседневной жизни и практике отдельных индивидов и социальных общностей. В зависимости от того, какие условия или параметры человеческого бытия выступают в качестве основных факторов и признаков, различают «кочевой» и «оседлый», «городской» и «сельский», «традиционный» и «индустриальный», «аристократический» и «буржуазный» и т.д. образ жизни. Иногда это понятие использовалось для формационной и цивилизационной характеристики типа жизни и поведения («советский» или «американский», «западный» или «восточный», «социалистический» или «капиталистический» образ жизни), что может быть оспорено. Образ жизни личности в определенной степени зависит и от психологических особенностей самого человека (характера, темперамента, индивидуального склада мышления и пр.) и поэтому может быть «медлительным» или «подвижным», «рациональным» или «нерациональным» и т.д. Интегративные и операциональные возможности этой категории реализуются и проявляются в сопоставлении с такими понятиями, как «уровень жизни», «качество жизни» и «стиль жизни», которые можно рассматривать как конкретизацию и различные «срезы» этого весьма сложного по своему составу и структуре социального феномена. Именно социально-философский подход к пониманию образа жизни дает методологическую основу для социологического, экономического, социокультурного и любого иного «аспектного» (демографического, психологического, медицинского и т.д.) исследования реально функционирующих форм жизнедеятельности индивидов и групп.

В целостной системе и структуре образа жизни по-своему проявляется и проступает диалектика общего, особенного и единичного. Хотя образ жизни зависит от условий жизнедеятельности, вбирает в себя и отражает общие типологические черты данного социума, «порядка жизни», он не может быть сведен к совокупности обстоятельств и синтезу неких «родственных» признаков (научная и эвристическая ценность такой «собирательной» характеристики весьма относительна). Специфика и содержательная ценность понятия «образ жизни» обнаруживается тогда, когда предметом рассмотрения и оценки становятся именно формы человеческой жизни, т.е. формы существования и развития (производства и воспроизводства) индивида и социальных групп, формируемых обществом, исторической эпохой. Однако образ жизни не есть какой-то безличный экстракт общих условий, норм деятельности и поведения тех или иных социальных, культурных, профессиональных, этнических и т.п. групп и отдельных индивидов. Всеобщее определяет, но отнюдь не исчерпывает рамки и возможности выбора индивидами конкретных форм своего бытия и деятельности. Необходимо всегда учитывать также момент отношения индивида и общностей к условиям и образу жизни, которые они застают уже сложившимися. Важно учитывать существенные различия в образе жизни людей как на уровне особенного, в рамках данного социума, так и на уровне индивидуальности, внутри групповой общности, что сказывается, напр., на выборе основного занятия, или в предпочтении форм проведения досуга, в распределении внерабочего времени и т.д. М.Вебер, предпочитая вместо понятия «образ жизни» понятие «стиль жизни», рассматривал последний в качестве важнейшего определителя стратификационных различий и деления общества. В качестве единицы социального действия он выделяет Stand-общность людей, основанную на специфическом стиле жизни, включающем набор привычек, ценностей, верований, вкусов, представлений о чести и др. психологические мотивы. Каждому стилю жизни, согласно М.Веберу, соответствует более или менее высокая оценка (почет), и люди, добиваясь такой оценки, усваивают определенные представления и нормы поведения.

Как система конкретных культурных форм общения образ жизни составляет необходимое звено во взаимосвязи сферы производства и потребления, с одной стороны, и собственно духовной, нравственной, эстетической и т.д. сферы человеческой жизнедеятельности – с другой. В процессе культурного развития общества вырабатывается определенное, присущее данной общности, единство социально типизированного и психологически индивидуального (неповторимого) поведения людей, формируется специфический внутренний склад каждодневного бытия личности. Так, И.Кант считал «культуру воспитания» важнейшим элементом образа жизни, имея в виду привитие морально доброго образа мысли, без чего создается лишь «видимость» культуры (см.: Кант И. Соч. в 6 т., т. 6. М., 1966, с. 18). Зависимость образа жизни от характера и состояния культуры общества исторически конкретна. По К.Марксу, «жизненные средства, которые необходимы рабочему, для того чтобы он жил как рабочий. различны в различных странах и при различных состояниях культуры. » (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 47. М., 1973, с. 42). Характеристика культурного «фонда» общества, группы или отдельной личности позволяет не только раскрыть ценностное значение того или иного уклада и образа жизни, но и объяснить многие особенности и противоречия последнего, которые нельзя непосредственно вывести из социально-экономических и политико-идеологических условий того или иного общества (напр., различия «западного» и «восточного» образов жизни в рамках однотипного общественного устройства, как в США и Японии).

Интерес к проблеме образа жизни заметно повысился в настоящее время, когда в контексте глобализации мира со всей остротой встает вопрос о смене парадигмы и формировании «глобального стиля жизни», активно обсуждается тема судьбы существующих образов жизни и жизненного мира постэкономического человека 21 в.

1. Толстых В.И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. М., 1975;

2. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996;

3. Козловски П. Культура постмодернизма. М., 1997.

Источник: iphlib.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector