Общая характеристика надкласс рыбы таблица

Класс Рыбы их строение, классификация и основные отряды (Таблица, Схема)

Класс Рыбы — это наиболее многочисленная группа современных позвоночных животных, которая объединяет более 25 тысяч видов. Рыбы являются обитателями водной среды, они дышат жабрами и передвигаются с помощью плавников. Рыбы распространены в разных уголках планеты: от высокогорных водоёмов до океанических глубин, от полярных вод до экваториальных. Эти животные населяют солёные воды морей, встречаются в солоноватых лагунах и устьях крупных рек. Они обитают в пресных реках, ручьях, озёрах и болотах.

Внешнее строение рыбы

Основными элементами внешнего строения тела рыбы являются: голова, жаберная крышка, грудной плавник, брюшной плавник, туловище, спинные плавники, боковая линия, хвостовой плавник, хвост и анальный плавник, это можно увидеть на рисунке ниже.

Внутреннее строение рыб

Системы органов рыб

1. Череп (состоит из мозговой коробки, челюстей, жаберных дуг и жаберных крышек)

2. Скелет туловища (состоит из позвонков с отростками-дугами и ребер)

3. Скелет плавников (парные -грудные и брюшные, непарные – спинной, анальный, хвостовой)

1. Защита мозга, захват пищи, защита жабр

2. Защита внутренних органов

3. Движения, поддержание равновесия

Широкие мышечные ленты, раз­деленные на сегменты

1. Головной мозг (отделы – передний, средний, продолговатый, мозжечок)

2. Спинной мозг (вдоль позвоночника)

1. Управление движениями, безусловные и условные рефлексы

2. Осуществление простейших рефлексов, проведение нервных импульсов

3. Восприятие и проведение сигналов

4. Осязательные и вкусовые клетки (на теле)

5. Боковая линия

4. Осязание, вкус

5. Ощущение направления и силы течения, глубины погружения

1. Пищеварительные пути (рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие)

2. Пищеварительные железы (поджелудочная железа, печень)

1. Захват, измельчение, перемещение пищи

2. выделение соков, способствующих перевариванию пищи

Наполнен смесью газов

Регулирует глубину погружения

Жаберные лепестки и жабер­ные дуги

Кровеносная система (замкнутая)

Снабжение всех кле­ток тела кислородом и питательными ве­ществами, отведение продуктов распада

Почки (две), мочеточники, мочевой пузырь

Выделение продук­тов распада

У самок: два яичника и яйцеводы;

У самцов: семенники (два) и семяпроводы

На рисунке ниже показаны основные системы внутреннего строения рыбы

Классификация класса Рыбы

Живущих в настоящее время рыб делят на 2 основных класса: хрящевые рыбы и костные рыбы. Важные отличительные черты хрящевых рыб — наличие внутреннего хрящевого скелета, нескольких пар жаберных щелей, которые открываются наружу, и отсутствие плавательного пузыря. Почти все современные хрящевые рыбы обитают в морях. Среди них наиболее распространены акулы и скаты.

Подавляющее большинство современных рыб относится к классу костных рыб. Представители этого класса обладают окостеневшим внутренним скелетом. Пара наружных жаберных щелей у них прикрыта жаберными крышками. У многих костных рыб есть плавательный пузырь.

Основные отряды Рыб

Основные признаки отряда

Хрящевой скелет, отсутствует плава­тельный пузырь, нет жаберных крышек; хищники

Тигровая акула, китовая акула, катран

Костно-хрящевый скелет, чешуя – пять рядов крупных кост­ных пластин, между которыми находятся мелкие пластинки

Осетр, белуга, стерлядь

Имеют легкие и мо­гут дышать атмо­сферным воздухом; сохраняется хорда, нет тел позвонков

Австралийский рогозуб, африкан­ский чешуйчатник

Скелет в основном состоит из хряща, есть хорда; плохо развит плавательный пузырь, плавники в виде мясистых вы­ростов тела

Латимерия (един­ственный предста­витель)

В основном пресно­водные рыбы, на че­люстях зубов нет, но есть глоточные зубы для измельчения пищи

Сазан, карась, плотва, лещ

Большинство – стай­ные морские рыбы

Сельдь, сардина, шпрот

Отличительный при­знак – наличие усика на подбородке; большинство – хо-лодноводные мор­ские рыбы

Пикша, салака, на­вага, налим, трес­ка

Экологические группы рыб

В зависимости от мест обитания выделяют экологические группы рыб: пресноводные, проходные, солоноватые и морские.

Экологические группы рыб

Эти рыбы постоянно обитают в пресной воде. Некоторые, например караси и лини, предпочитают стоячие водоёмы. Другие, такие как пескарь обыкновенный, хариус, голавль, приспособились к жизни в текущих водах рек.

Сюда относят рыб, которые для размножения переходят из морской воды в пресную (например, лосось и осетровые) или из пресной воды идут размножаться в солёную (некоторые виды угрей)

Населяют опреснённые участки морей, устья крупных рек: таковы многие сиги, вобла, бычок, речная камбала.

Живут в солёной воде морей и океанов. Толщу воды населяют такие рыбы, как анчоус, скумбрия, тунец. У дна живут скат, камбала.

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, – СПб.: 2004.

Источник: infotables.ru

Класс «Рыбы»

Описание

Рыбы – симметричные животные с обтекаемой формой тела. Необтекаемую форму тела имеют придонные, маскирующиеся рыбы, ведущие малоподвижный образ жизни.

Рыбы отлично приспособлены к жизни в воде, о чём говорят особенности внешнего строения:

  • тонкую кожу со слизистыми железами покрывает чешуя;
  • плавники (хвостовой, спинной, грудные, брюшной, анальный), расположенные по всему телу, помогают плавать;
  • голова не отделена от туловища, а туловище – от хвоста;
  • имеются хорошо развитые жабры.

Рис. 1. Внешнее строение.

Развитие классов рыб относят к девонскому периоду (примерно 300 млн. лет назад). Все рыбы произошли от общего предка – древней панцирной рыбы, скелет которой состоял из хряща, но челюсти имели костное строение.

Классификация

По систематике рыбы – название надкласса. Они относятся к типу хордовые и включают два класса – хрящевых и костных рыб. К первому относятся акулы и скаты. Они обитают преимущественно в морях, некоторые виды водятся в пресных водоёмах. В соответствии с названием их скелет состоит из хрящей. Кроме того, представители класса имеют следующие особенности:

  • рот располагается на нижней стороне головы;
  • ассиметричный хвостовой плавник;
  • отсутствие жаберных крышек;
  • отсутствие плавательного пузыря;
  • плакоидная чешуя, состоящая из пластинки и шипа, направленного назад.

Класс костные рыбы включает более 90 % всех видов рыб. Они обитают в морях, пресных водоёмах, реках в разных климатических условиях и имеют преимущественно костных скелет. Их челюсти более развиты и подвижны, рот расположен впереди головы, хвостовой плавник симметричен. Имеется плавательный пузырь, позволяющий регулировать глубину погружения.

Выделяют четыре подкласса костных рыб:

  • хрящекостные – скелет состоит из хрящей и костей;
  • двоякодышащие – присутствует жаберное и лёгочное дыхание;
  • кистепёрые – имеют своеобразное строение плавников, отдалённо напоминающих конечности;
  • костистые – наиболее многочисленная группа.

Значимые отряды костных рыб:

  • осетровые – осётр, стерлядь, севрюга, белуга;
  • сельдевые – атлантическая, тихоокеанская сельдь, килька, тюлька, анчоусы;
  • лососевые – сёмга, форель, омуль, горбуша, кета, хариус, лосось;
  • карповые – карп, вобла, тарань, лещ, плотва, карась;
  • окуневые – рыба-меч, тунец, бычки, окунь речной, судак, ёрш.
Читайте также:  Прогноз клева рыбы налим

Рис. 2. Представители.

Считается, что от кистепёрых рыб произошли амфибии.

Строение

Внутреннее строение рыб представлено в таблице.

Система органов

Органы

Общая характеристика

Череп включает мозговую коробку, парные жаберные крышки и дуги, челюсти. Парные плавники подвижны. Позвоночник состоит из позвонков с отростками – два смотрят вниз и образуют рёбра, один поднят вверх. Мускулатура разделена на сегменты

Пищеварительный тракт, железы

Тракт состоит из ротового отверстия, глотки, пищевода, желудка, кишечника. Заканчивается анальным отверстием. В кишечник открываются протоки поджелудочной железы и печени. Некоторые рыбы имеют зубы

Лентовидные парные почки, мочеточники, мочевой пузырь

Кровь фильтруется почками. Формируется моча, поступающая по мочеточникам в мочевой пузырь. Оттуда выводится через мочеиспускательный канал

Расположены в глотке. К жаберным дугам крепятся жаберные лепестки, которые пронизаны капиллярами. Через них осуществляется газообмен

Двухкамерное сердце, артерии, вены, капилляры

Сердце состоит из желудочка и предсердия, через которые проходит венозная кровь. Один круг кровообращения, начинающийся от желудочка. Венозная кровь идёт через жабры, насыщаясь кислородом. После отдачи кислорода всем органам и тканям кровь возвращается в предсердие

Головной мозг включает передний, промежуточный, продолговатый, средний мозг и мозжечок, спинной мозг вдоль позвоночника, нервы

Хорошо развиты средний, промежуточный мозг и мозжечок. Органы чувств представлены глазами, ноздрями, внутренним ухом, боковой линией, улавливающей вибрации. Вкусовые рецепторы находятся во рту и на коже

Яичники и яйцеводы у самок и семенники и семяпроводы у самцов

Оплодотворение чаще всего наружное

Рис. 2. Внутреннее строение.

Чешуя рыб постоянно растёт, и на ней образуются годовые кольца.

Что мы узнали?

Из доклада по биологии 7 класса узнали об особенностях внешнего и внутреннего строения рыб. Надкласс рыбы включает два класса. Наиболее многочисленный класс – костные рыбы. Все рыбы произошли от одного предка. От подкласса кистепёрых рыб произошли амфибии. Рыбы хорошо приспособлены к жизни в воде: имеют обтекаемую форму тела, чешую, плавники, жабры. У них присутствуют все системы органов – дыхательная, кровеносная, пищеварительная, нервная, половая, выделительная.

Источник: obrazovaka.ru

Урок биологии по теме “Надкласс Рыбы.Общая характеристика.Внешнее строение рыб.”
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Методическая разработка используется при изучении темы “Тип Хордовые. Подтип Черепные.Надкласс Рыбы” на первом уроке в 7 классе. Урок дан с лабораторной работой “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы “.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_biologiya_7b.doc 41 КБ
stroenie_ryby.ppt 1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии по теме

«Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее

Абрамова Татьяна Тимофеевна, учитель биологии

Познакомить учащихся с представителями нового класса животных.

Образовательная . Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде. Показать единство приспособительной

организации рыб и условиями жизни в воде. Отметить относительность

Развивающая. Развивать речь, обогащать активный словарный запас, отвечать на проблемные вопросы. Развивать умения и навыки самостоятельной работы, умение работать с индивидуальными и дифференцированными заданиями.

Воспитательная. Формировать бережное отношение к природе.

Формировать основы экологического сознания.

Словесный : беседа, рассказ учителя, сообщения учащихся, чтение текста

Наглядный: работа с таблицами, просмотр фрагмента видеофильма.

Практический и частично-поисковый: лабораторная работа, оформление

результатов работы в рабочей теради.

Форма организации учебной деятельности учащихся: коллективная,

Таблицы «Тип Хордовые.Класс Рыбы», «Многообразие рыб», «Ланцетник».

Живые аквариумные рыбы в банках с водой на каждый стол, чешуя рыбы.

Модель рыбы «Речной окунь», ручные лупы, цветные мелки, трафареты

рыб из картона, рабочие тетради с печатной основой ( п/о ).

Основные термины и понятия (на доске): голова ,туловище, хвост, кожа, чешуя, слизистые железы, плавники: непарные и парные; боковая линия, челюсти, ноздри, глаза, гидробионты.

Основное содержание урока:

1)Общие признаки хордовых животных.

2)Краткая характеристика надкласса Рыбы.

3)Среда обитания рыб . Различные экологические группы рыб.

4)Внешнее строение рыб в связи с водной средой обитания.

1)Проверка знаний учащихся об общих признаках животных типа Хордовые.

1.К доске выходят два ученика: первому дать задание нарисовать цветным мелом схему строения хордового животного и подписать на ней все его органы.

2.Второй ученик чертит схему «Систематика хордовых» (до классов)

3.Беседа с классом : какой тип животных начали изучать? Какое животное из этого типа было рассмотрено ?По каким признакам ланцетника относят к хордовым?

4.Ученик проверяет выполненную на доске схему строения хордовых ?Назовите общие черты организации хордовых?

5.Второй ученик рассказывает о систематике хордовых. Необходимо объяснить ,почему тип делится на подтипы?

В чем состоят особенности организации с их условием существования и образом жизни.

6.Дать характеристику ланцетнику ,как низшему хордовому животному.(указать характерные черты).

7.Подписать указанные органы и части тела ланцетника (красный цвет-хорда ,синий- нервная система, желтый- пищеварительная трубка.)

Предлагается рисунок без подписей: хорда ,нервная система,спинной и хвостовой плавник, рот с щупальцами, жаберный плавник, глотка, печеночный вырост, кишка, анус, спинной и брюшной кровеносные сосуды , жаберные артерии.

8.Работа по карточкам (тестирование на листках)

Проверка знаний, запись в тетрадях.

Каковы характерные признаки типа Хордовые?Какие существуют различия между ланцетником и беспозвоночными животными? Таким образом ,ланцетник занимает промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными .

Изучение нового материала:

Сегодня мы начинаем с вами изучать новую группу животных. Как вы думаете какую? Просмотр фильма ( 3минуты ) . Тема урока в тетради. Назовите цели нашего урока, используя термины и понятия ,написанные на доске?

Рыбы- наиболее древние позвоночные животные ,исконные обитатели водной среды в которой жили и все их предки ,начиная с первичных организмов и в которой исторически сложился тип хордовых животных, т.е.они гидробионты. Рыбы, как первичноводные позвоночные дают нам ключ к пониманию строения более примитивных хордовых. Из всех примитивных хордовых костистая рыба наиболее доступна для изучения.

Рыбы отличаются самым большим разнообразием в мире позвоночных животных .Число видов превышает 22000 . Рыбы отличаются по размерам , окраске , строению, физиологии . Длина тела может быть меньше 1см(7мм).

Бычок филлипинский –этих рыбок в одно время модницы носили в хрустальных серьгах-аквариумах.

В какой воде обитают рыбы?

Среда обитания рыб- различная: океаны, моря, реки, озера, пруды(морская, пресная вода). В зависимости от мест обитания рыб подразделяют на экологические группы (пресноводные, проходные, солоноватые и морские).

В разнообразном подводном мире каждый вид рыб обитает в тех местах, к которым он лучше всего приспособлен, где можно найти пищу, укрытия и места для размножения.

Многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и способствовало большему разнообразию форм их тела: появлению множества приспособлений к условиям обитания ,как в строении, так и в биологических особенностях. Чем обусловлено такое разнообразии форм? Какие приспособления для жизни в воде имеют рыбы?

Мы пришли к выводу, что многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и способствовало большему разнообразию форм их тела, множеству приспособлений к условиям обитания. Но есть общие признаки во внешнем строении рыб ,которые позволяют им жить в водной среде.

Начинаем исследовательскую работу:

Лабораторную работу будем выполнять по группам (стр154лр.6 п/о №2.)

1)Группа «Внешнее строение рыб».Признаки и форма тела, покровы .

2)Группа «Органы, расположенные на голове»(жаберные крышки, у акулы жаберные щели, органы, расположенные на туловище. (Таблица ,стр. 7,№2)

3)Органы передвижения (непарные ,парные).

4)Рассмотреть чешую ,что по ней можно определить? (Сообщение-доклад, «Акула») .

5)Органы боковой линии,ощущают направление тока воды, глубину погружения и силу течения.

6)Почему даже в мутной воде рыба не натыкается на предметы? При помощи боковой линии рыба ощущает приближение к предметам.

7)Органы чувств рыб (таблица на слайде). Органы обоняния (обоняние у акул).

9)Зарисуйте внешний вид рыбы. Подпишите части тела (п/о стр.6).

10)Перечислите факторы водной среды.

  1. Перечислите особенности внешнего строения рыбы , связанные с её водным образом жизни. Вопросы по порядку в инструкции к лабораторной работе.

Могут ли рыбы жить вне воды?Если нет, то почему?

ВЫВОД : В связи с жизнью в воде у рыб образовались специальные приспособления :торпедообразная форма тела, чешуя, слизь, плавники, жабры , боковая линия. Эти приспособления относительны т.к. полезны только в воде. Вне воды рыбы не могут передвигаться ,питаться, чувствовать запахи, двигаться.

  1. Кроссворд. Рыбы- позвоночные животные ,обитающие в воде и передвигаются с помощью …………

Ихтиология – наука о рыбах.

Домашнее задание №31,оформить лабораторную работу.

Источник: nsportal.ru

Надкласс Рыбы. Характеристика, внешнее и внутреннее строение, системы органов

Надкласс рыб относится к той группе организмов, которые находятся в состоянии выраженного биологического прогресса. Насчитывается около 20 тыс. видов рыб, обитающих в морях и пресных водах.

Возникновение рыб было связано с появлением ряда ароморфозов:

  • черепа — вместилища для головного мозга;
  • челюстей, обеспечивающих активный захват добычи;
  • парных плавников, обеспечивающих большую подвижность;
  • прогрессивного развития центральной нервной системы.

Рыбы — животные, приспособленные к узким, довольно однообразным условиям жизни — водной среде, обитая в которой они дифференцировались на большое число видов.

Характерные черты рыб рассмотрим на примере окуня. В нашей стране он обитает повсеместно (за исключением озера Балхаш и Дальнего Востока) в реках, озерах, водохранилищах и проточных прудах. Форма тела окуня, как и большинства других видов рыб, обтекаемая, что позволяет ему лучше преодолевать сопротивление воды.

В теле рыбы различают три отдела:

Условной границей между головой и туловищем является задняя часть жаберных крышек, а между туловищем и хвостовым отделом — анальное отверстие.

Внешнее строение

Покровы и окраска тела. Все тело окуня, за исключением головы, покрыто костными чешуйками. Они располагаются правильными рядами. Своим передним краем чешуйки погружены в кожу, а задним налегают на чешуйки следующего ряда. Чешуя является защитным покровом и не мешает движениям тела рыбы.

Сверху чешуйки покрыты тонкой кожицей, одноклеточные кожные железы которой выделяют обильную слизь. Слой слизи уменьшает трение тела рыбы при плавании и защищает ее от возбудителей бактериальных и грибных болезней.

Внешнее строение рыб

Брюхо окуня светлее, чем спина. Это имеет приспособительный характер, так как окунь меньше заметен снизу, на светлом фоне поверхности воды и сверху — на темном фоне дна. В озерах с темным дном обитают окуни с темной окраской, а в водоемах со светлым песчаным дном — светлые, что является следствием отбора и выживанием наиболее приспособленных к конкретным условиям среды.

Зеленоватый цвет окуня и вертикальные темные полосы на его теле помогают ему быть менее заметным в зарослях, где он часто затаивается. Покровительственная окраска позволяет лучше подкарауливать добычу и скрываться от врагов.

Скелет и мускулатура рыб

Скелет окуня состоит из черепа, позвоночного столба и скелета конечностей (плавников). В состав черепа входит два отдела — мозговой и жаберно-челюстной:

  • В мозговом отделе черепа помещаются головной мозг, органы обоняния, зрения и слуха;
  • жаберно-челюстной отдел состоит из костей верхней и нижней челюстей, подъязычной и жаберной дуг и жаберных крышек.

Строение скелета рыб, на примере окуня

Позвоночный столб разделяется на туловищный и хвостовой отделы. Он состоит из 39-42 позвонков. Различают позвонки туловищные и хвостовые. Каждый позвонок имеет тело, со спинной стороны к которому примыкает верхняя дуга с остистым отростком. Между соседними телами позвонков сохраняются остатки хорды.

Спинной мозг находится в канале, образуемом верхними дугами позвонков. В туловищном отделе от позвонков отходят ребра, а в хвостовом отделе имеются нижние дуги с нижними отростками. В скелет парных плавников выходят пояса и костные лучи, а непарных — только костные лучи. Имеется два пояса: плечевой и тазовый.

Мускулатура. Основная масса мышц у окуня расположена в виде отдельных сегментов, которые соединяются между собой волокнистыми прослойками. Имеются и специализированные мышцы (мышцы грудных и брюшных плавников, жаберной крышки, мышцы, двигающие челюсти, глаза). Поступательное движение осуществляется за счет работы мышц хвостового плавника.

Системы внутренних органов

Пищеварительная система. Пищеварительный канал начинается ротовым отверстием, которое ведет в ротовую полость. На челюстях и других костях ротовой полости окуня находятся многочисленные недифференцированные зубы, служащие лишь для захвата и удержания добычи. Далее идут пищевод, желудок и кишка, заканчивающаяся анальным отверстием. Имеется печень. Поджелудочная железа развита слабо.

Пищеварительная система рыб

Плавательный пузырь у окуня, как и у многих других видов рыб, является гидростатическим аппаратом. Он представляет собой тонкостенный вырост кишки, который у личинок окуня и некоторых видов рыб (карп, плотва) соединяется в течение всей жизни с кишкой небольшой трубочкой.

Связь плавательного пузыря с кишкой у взрослого окуня утрачена. Пузырь расположен над кишкой и заполнен газом, в состав которого входят кислород, углекислый газ и азот. Стенки пузыря пронизаны многочисленными кровеносными сосудами, через которые кровь выделяет или поглощает газ.

Плавательный пузырь у рыб

При погружении или всплывании рыбы количество газа может увеличиваться или уменьшаться, и таким образом регулируется плотность тела рыбы. Так как в плавательном пузыре много кровеносных сосудов, образующих местами капиллярные скопления, то он может служить некоторым зарывающимся в ил рыбам для газообмена.

Органы дыхания у рыб представлены жабрами, состоящими из жаберных дуг, жаберных лепестков и жаберных тычинок. Жаберные тычинки являются цедильным аппаратом, препятствующим выскальзыванию проглоченной добычи через жаберные щели.

Органы дыхания у рыб

Жаберные лепестки наподобие бахромы покрывают жаберные дуги. Лепестки у живой рыбы имеют ярко-красный цвет, из-за просвечивания множества мелких кровеносных сосудов. В жаберных лепестках происходит газообмен. Нежные жабры снаружи прикрывают жаберные крышки.

Органами выделения являются почки. По двум мочеточникам моча попадает в мочевой пузырь, который открывается наружу позади заднепроходного отверстия.

Кровеносная система у рыб представлена одним кругом кровообращения. В сердце поступает только венозная кровь. Сердце у рыб двухкамерное. Оно состоит из предсердия и желудочка. В жабрах кровь насыщается кислородом.

Кровеносная система рыб

Нервная система у рыб. Центральная нервная система у окуня состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг представлен типичными для позвоночных пятью отделами (передним, промежуточным, средним, мозжечком и продолговатым мозгом), но он имеет еще примитивное строение. Передний мозг развит слабо. Он служит высшим обонятельным центром. Средний мозг достигает наиболее крупных размеров. Хорошо развит мозжечок, что связано со сложной координацией движений.

Нервная система рыб

Источник: animals-world.ru

Общая характеристика надкласс рыбы таблица

Среда обитания: океаны, моря, реки, озера, пруды, болота.

Внешнее строение: тело обтекаемой формы, 3 отдела – голова, туловище, хвост.

Покров тела: кожа образована многослойный эпителием и дермой; тело покрыто чешуей:

  • плакоидная чешуя – состоит из дентина в виде округлой пластинки и зуба, покрытого эмалью, который выступает над кожей (акулы, скаты)
  • костная чешуя – тонкие костные пластинки передней частью погружены в кожные карманы, а задней – черепицеобразно накладываются друг на друга (костные рыбы)

В коже – многочисленные одноклеточные железы, выделяющие слизь.

Кровеносная система: замкнутая; один круг кровообращения;

Сердце двухкамерное (1п+1ж); кровь в сердце – венозная

Движение крови: желудочек (венозная кровь) – брюшная аорта – жаберные артерии – газообмен – спинная аорта (артериальная кровь) – система артерий – органы и ткани – газообмен – вены (венозная кровь) – 4 кардинальные вены- предсердие

Опорно – двигательная система:

Скелет – 3 отдела:

  • скелет головы (череп) – включает мозговой и лицевой (верхняя и подвижная нижняя челюсти, жаберные дуги, крышки) отделы
  • скелет туловища – позвоночник (2 отдела – туловищный и хвостовой); к туловищным – ребра (свободно заканчиваются в тканях) и плавники: непарные (спинной, анальный, хвостовой) и парные (грудные, брюшные)
  • скелет конечностей и их поясов – хрящевые или костные лучи плавников и кости поясов парных плавников

Пищеварительная система: рот (на челюстях однородные зубы) – глотка с жаберными щелями – пищевод – желудок – тонкий кишечник – толстый кишечник – прямая кишка – анальное отверстие (а также в ЖКТ – железы, печень с желчным пузырем, поджелудочная железа)

Обмен веществ: пойкилотермные (холоднокровные)

Выделительная система: почки; лентовидной формы, находятся в спинной части тела, тянутся вдоль позвоночника

В почках венозная кровь отдает продукты обмена (у пресноводных – аммиак, у морских – мочевина)

Моча из почек – мочеточник – мочевой пузырь – мочеиспускательный канал

Дыхательная система: жабры; состоят из жаберных дуг – с одной стороны жаберные лепестки (пронизанные капиллярами) и с другой – жаберные тычинки – цедильный аппарат (у некоторых костных рыб в газообмене участвует кожа (вьюны, угри), плавательный пузырь и кишечник (щука, карп))

Хрящевые рыбы: жабры открыты, жаберных крышек нет; циркуляция происходит за счет постоянного движения.

Нервная система: головной мозг – 5 отделов (передний, промежуточный, продолговатый, средний, задний (мозжечок))

  • Лучше развиты – средний (контролирует согласованную работу НС и зрения) и мозжечок (координирует движение тела рыбы, обеспечивает равновесие и мышечную работу)

Промежуточный мозг – обмен веществ, сезонные явления в жизни

Продолговатый мозг – связь спинного и головного мозга, регуляция кровеносной, дыхательной систем

Спинной мозг – в позвоночном канале; внутри – полость; быстрая регенерация при повреждении

Периферическая НС – черепно – мозговые (10 пар) и спинномозговые нервы (∞)

Органы чувств:

Зрение: есть хрусталик шаровидной формы и плоская роговица (аккомодация лишь на небольшие расстояния); у костных рыб – цветное зрение (палочки и колбочки) – чувствительны к желтому, красному, оранжевому цветам

Обоняние: носовые ямки с 2 отверстиями (обонятельные мешки, выстланы чувствительным эпителием, сообщаются с внешней средой через ноздри)

Осязание: осязательные клетки на коже

Вкус: вкусовые почки (луковицы); различают горький, кислый, сладкий, соленый

Слух и равновесие: внутреннее ухо:

  • Три полукружных канала, заполненные жидкостью со слуховыми камешками – отолитами (равновесие) и мешочка (звуковые колебания) – слух от 30 герц до 12 кГц (звук дает ориентацию в пространстве, привлечении партнера, оповещение о врагах)
  • Барабанной перепонки, ушной раковины нет
  • Боковая линия (сейсмосенсорное чувство) – продольный канал в боковой поверхности тела;

От канала – короткие поперечные канальцы (сообщаются с внешней средой отверстиями) – нервные окончания – передают сигналы в НС – к двигательному аппарату

F: восприятие колебаний воды; определение наличия предметов; скорость и направление течения

Половая система: большинство раздельнополые; самки – яичники (икринки),

Самцы – молоки (сперматозоиды); половые железы открываются во внешнюю среду самостоятельными отверстиями

Размножение: половое; осеменение и оплодотворение – наружное;

  • Икринки – размер зависит от характера и продолжительности заботы о потомстве;
  • Живорождение- акулы, скаты (хрящевые рыбы)
  • Яйцеживорождение – икринка содержит сформировавшуюся личинку (гуппи, меченосцы, морской окунь)

Развитие прямое – из икринки – малек (покрыт чешуей, есть плавники)

Симметрия тела: билатеральная..

Мышцы: мускулатура сегментирована.

Этология (поведение): безусловные и условные рефлексы (забота о потомстве).

Специфические органы:

Плавательный пузырь – вырост пищевода; тонкостенное мешковидное образование, состоит из 1-2 камер; заполнено смесью газов (схож с составом атмосферного воздуха); его объем меняется с помощью газовой железы (наполняет газом пузырь) и «овального участка» (поглощение газов кровью)

  • Изменение объема пузыря = изменение веса рыбы (у хрящевых рыб плавательный пузырь отсутствует – опускаются на дно при непрерывном движении)

F: изменение относительной плотности рыбы, резонатор звуков, газообмен (двоякодышащие)

Электрический орган – по бокам тела, либо около глаз (состоит из столбчатых электрических пластинок – генерируют электрический ток) – для защиты, нападения, ориентации в пространстве (угри, скаты)

Источник: pangenes.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector