“Левша” – своеобразие жанра

Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
7kl._levsha_leskov.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н. С. Лесков (1831-1895). Сказ «Левша». Особенности сказа

  1. кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Лескова;
  2. дать представление о жанре сказа;
  3. заинтересовать учеников необычностью повествования.

Оборудование урока: портрет Н. С. Лескова.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, объяснение теоретических вопросов, беседа по вопросам.

I. Проверка домашнего задания

Таблица стихотворных размеров

Прибежали в избу дети. (Пушкин)

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась. (Пушкин)

Ясность прозрачных небес. (Майков)

Как ныне сбирается вещий Олег. (Пушкин)

На тебя заглядеться не диво. (Некрасов)

П. Слово учителя

К творчеству одного из интереснейших русских писателей, Николая Семеновича Лескова, мы обращаемся впервые. Но про его знаменитого героя, Левшу, вы, наверное, слышали. Этот герой получил, с легкой руки писателя, самостоятельную жизнь.

Родина Николая Семеновича Лескова — город Орел.

Родился писатель 16 февраля 1831 года, отец его окончил духовную семинарию, но не захотел стать священником, а стал чиновником и дослужился до чинов, дававших потомственное дворянство.

Когда Н. С. Лескову было семнадцать лет, отец умер от холеры, и будущему писателю надо было работать, служить. Он переезжает в Киев к своему дяде, там живет и работает. В Киеве его застают значительные для эпохи перемены: смерть Николая I, снятие многих запретов, и предвестие грядущих реформ, от которых ждали большего, чем они принесли.

Новая эпоха вызвала подъем торгово-промышленной деятельности, для которой нужны образованные предприимчивые люди, и Лесков начинает работать в коммерческом предприятии, для чего переезжает в Пензенскую губернию в 1857 году. За три года он исколесил всю Россию. Позже, отвечая на вопрос газетного репортера: «Где вы черпаете материал для своих произведений?» — Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать, по России, это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел и жил легко».

Творчество Лескова не знает социальных границ. Его герои — представители разных сословий: чиновники — от министра до квартального, духовные лица — от митрополита до дьячка, интеллигенты всех профессий, крестьянство всей России.

Уже с детских лет он соприкасался с разными сословиями и общественными классами, отсюда разносторонность знания жизни каждого класса, сословия, национальности. В умении воспроизводить речь разных слоев народа с ним может сравниться лишь А.Н. Островский. «Изучить речи каждого представителя социальных и личных положений — довольно трудно. Этот народный, вульгарный и вычурный язык, которым написаны многие страницы моих работ, сочинен не мною, а подслушав у мужика, у полуинтеллигента, у краснобаев, у юродивых, у святош. Ведь я собирал его много лет по словечкам, по пословицам и отдельным выражениям, схваченным на лету, в толпе. ‘ Все говорят у меня по-своему, а не по литературному». •

Николай Семенович Лесков подчеркивал, что детство его прошло «в самом народе», в мелкопоместном именьице Панино на Орловщине. Большинство впечатлений о народе, его жизни Лесков почерпнул в поездках по делам коммерческой службы. В течение трех лет будущий писатель ездил по России, сопровождая партии крестьян-переселенцев. В литературу Лесков пришел тридцатилетним человеком с богатым жизненным опытом.

«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» (1881) «принадлежит к шедеврам лесковского творчества», по словам Ю. Нагибина. Прочитаем в учебнике хрестоматии фрагменты статей Ю. М. Нагибина и Л. А. Аннинского об истории тульского левши. .

Замысел рассказа «Левша» возник у Лескова, вероятно, к 1878 г. По свидетельству его сына, А. Н. Лескова, отец лето этого года провел в Сестрорецке, в доме оружейного мастера. Будучи знакомым с помощником начальника местного оружейного завода полковником Н. Е. Болониным, Лесков обсуждал с ним вопрос об источниках происхождения прибаутки о том, как «англичане из стали блоху делали, а наши туляки ее подковали, да им назад отослали». Так и не узнав ничего о возникновении этой присказки, Лесков в мае 1881 г. написал рассказ, сюжет которого построен на привлекшем его внимание «присловье».

Первоначально писатель задумал объединить три «уже готовых маленьких очерка» под общим названием «Исторические характеры в баснословных сказаниях нового сложения», которые бы, по определению самого писателя,, представляли собой «картины на родного творчества об императорах: Николае I, Александре II и Александре III (хозяйственном)» (из письма И. С. Аксакову, май 1881 г.).

Однако в октябре 1881 г. Лесков опубликовал в журнале один рассказ под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)». В следующем году рассказ вышел отдельным изданием, в которое писатель внес некоторые изменения. Они были направлены на усиление сатирического звучания рассказа (например, в 7-й главе писатель добавил, что деньги на нужды церквей собирают «даже там, где взять нечего»). Кроме того, в тексте издания 1882 г. сняты кавычки с ряда специфических слов и выражений, характерных для народной речи.

Появление «Левши» почти сразу же вызвало отклики в прессе. В октябре 1881 г. Лесков в письме к Аксакову подчеркнул, что ««Блоху» здесь очень заметили даже литературщики». Однако критика не поняла художественной ценности рассказа, жанровые искания Лескова оказались ей чужды. Его обвиняли и в «славянофильском шовинизме», и в стремлении приписать народу не присущие ему качества, показать, как «русский человек затыкает за пояс иностранца», и в принижении русского народа.

В первых изданиях «Сказ. » имел предисловие: «Я записал эту легенду, в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого, оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением». Но вскоре автор сам «разоблачил» себя: «я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное». Позже Лесков уберет предисловие из дальнейших изданий.

Основные темы творчества Н. С. Лескова:

  1. Повести, посвященные женской доле: «Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница».
  2. Антинигилистические романы («Никуда», «На ножах»). Сотрудничество с «Русским вестником», Катковым — «убийцей родной литературы». Лесков’ бедствовал, этим пользовался Катков, помещавший в журнале произведения Лескова в таком виде, что писатель их не узнавал («На ножах»).

3. Иконостас праведников («Человек на часах», «Соборяне», «Запечатленный ангел», «Левша», «Очарованный странник»).

III. Работа с учебником

Прочитаем отрывки из статей Ю.М.Нагибина и Л.А.Аннинского, предваряющие рассказ «Левша».

IV. Определение жанра произведения

— Как вы думаете, зачем Лесков ссылался на рассказ старого оружейника? (Лесков хотел, чтобы легенда о левше бытовала в народе, чтобы создать иллюзию своей непричастности к истории левши.)

Жанр своего рассказа писатель определил сам: это сказ. Заглянем в словарь:

Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи. Запишем определение в тетради.

V. Выразительное чтение и беседа по вопросам

Учитель читает первую главу сказа.

  • Какие элементы фольклорных произведений вы заметили? <В сказе есть зачин, есть повторы. Концовка сказа содержит назидание: «А доведи они левшины слова в свое время до государя, - в Крыму на войне с неприятелем совсем бы Другой оборот был».)
  • Как вы считаете, кем мог быть рассказчик, повествователь? (Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных произведений, исторические персонажи Александр I и Платов — показаны с точки зрения простолюдина)
  • Когда и где происходит действие сказа? (Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном, упоминается Венский конгресс 1814-1815 гг. Поездка Александра I с Платовым в Лондон — исторический факт. Упоминается восстание декабристов 1825 г., названное «смятением».)

Читаем вторую и третью главы.

VI. Характеристика героев

Задание: найти и прочитать цитаты, характеризующие Александра Павловича и Платова.

(Александр Павлович: «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми»; «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся»; и др.

Платов: «И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, — и чем-нибудь отведет»; «а Платов держит свою ажидацию, что для него все! ничего не значит»; и др.)

— Обратим внимание на новые, необычные слова сказа. Как они образуются? Приведите примеры. (Новые слова образуются, когда рассказчик или герой сталкиваются с незнакомыми малограмотному человеку словами и изменяют их так, чтобы было «понятнее». Например: «мелкоскоп» — микроскоп; «кислярка» — кизлярка; «Аболон полведерский» — Аполлон Бельведерский; «долбица» — таблица; «двухсветная» — двухместная; «керамиды» — пирамиды; «преламут» — перламутр; «Канделабрия» — Калабрия и т. д.)

— Какова роль подобных слов? (Такие «народные» слова создают юмористический эффект.)

  1. Перечитать 4-10 главы сказа;
  1. Выписать цитаты, характеризующие Николая Павловича, Платова, левшу.
  2. Приготовить пересказ эпизода на выбор.

Источник: nsportal.ru

Жанровое своеобразие сказки Лескова « Левша»

Сказ-вид литературно-художественного повествования, построенного как рассказ лица, позиция и речевая манера которого отличны от точки зрения и стиля самого автора. Столкновение и взаимодействие этих смысловых и речевых позиций лежит в основе художественного эффекта С. Речь рассказчика в С. (реального или подразумеваемого) выходит за пределы письменно-литературной нормы данного времени и может быть ориентирована на просторечие, диалект, профессиональную речь или представлять сложную комбинацию их с литературной нормой. Произведение может состоять из С. целиком или С. в нём может сопровождаться авторским введением, послесловием, перебивами. От стилизации С. отличается использованием внелитературных жанровых и речевых форм.

Критики первых изданий посчитали, что вклад Лескова в создание повести минимален и что он якобы только пересказал легенду, которая ходила среди тульских мастеров. Лесков с этим мнением спорил и объяснял, что произведение практически полностью выдумано им: “Все, что есть чисто народного в «сказе о тульском левше и стальной блохе», заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали». Более ничего нет «о блохе», а о «левше», как о герое всей истории её и о выразителе русского народа, нет никаких народных сказов, и я считаю невозможным, что об нем кто-нибудь «давно слышал», потому что, — приходится признаться, — я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и левша есть лицо мною выдуманное.”

Повесть «Левша» — это пример русского сказа, традиции которого были заложены ещё Гоголем. Повествование выглядит как устный рассказ, анекдот-англичане сделали стальную блоху, такую маленькую, что разглядеть ее можно было только в микроскоп, а тульские мастера, желая превзойти англичан, подковали ее да еще на каждой подковке выставили имя мастера. Но главное — не сам по себе этот анекдот; а его стилистическая разработка. Рассказ этот написан особой языковой манерой, Лесков сам назвал эту вещь «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Словом «сказ» Лесков отметил манеру, подражающую устной речи рассказчика. Действительно. «Левша» передается как бы словами тульского мастера-оружейника, который своим особым языком рассказывает о людях и событиях. В этом языке много забавных слов и выражений, придающих всему рассказу комический тон. Платов с государем едут «в двухсестной карете», потом Платов лежит «на досадной укушетке»; в домике, где мастера работают над блохой, делается «потная спираль» (спертый воздух); водолаз называется «водоглазом». Средиземное море — «Твердизем-ным» и т. д. Получается особый стиль, построенный на смешном искажении слов, на игре со словом, на каламбуре.

Особенно забавны искажения иностранных слов: микроскоп превращается в мелкоскоп, барометр — в буреметр, вариация — в вероятно, пудинг — в студинг, Нессельроде (фамилия министра) — в Кисель вроде. Получается осмысление иностранных слов, превращение их в русские. В лингвистике это называется «народной этимологией». Лесков пользуется этим приемом как языковым анекдотом. Комизм этих слов не только в том, что они звучат как русские, но и в том. что их смысл, несмотря на замену иностранных корней русскими, остается близким к подлинному — как «мелкоскоп» пли «буреметр». Получается каламбур, построенный на случайном созвучии иностранных слов с близкими по смыслу русскими. При этом иногда образуются забавные противоречивые сочетания: «студинг» (от русского «студень», холодное блюдо) оказывается горячим.

Как минимум стоит попробовать, потому что:

    Более 80 курсов для обучения Всего 20 минут в день на занятия Персональный преподаватель

Забавный язык, которым рассказан «Левша», находится в родстве с языком народных сказок, с «лубочной литературой». Предшественники Лескова (Даль, Вельтман и др.), подготовили появление такого рода вещей, В 30-х годах XIX столетия вопрос об изучении живого народного языка и противопоставления его книжному было очень важным.

В Лескове соединились и завершились намерения его предшественников. Даль и Вельтман были зачинателями — — они делали художественно-филологические опыты; Лесков, опираясь на эти опыты и пользуясь ими. довел их до настоящего художества. Он научился соединять «сказовую» форму с богатым бытовым материалом; но уже не как экспериментатор, а как художник, умеющий заинтересовать читателей и вызвать у них сочувствие к изображаемым им персонажам.

Как тонкий и искусный рассказчик, Лесков действует на читателя не только фактами; но и самым тоном повествования, самым стилем. Один и тот же факт, один и тот же сюжет можно рассказать по-разному.

«Левша» рассказан веселым, балагурным стилем, за исключением его заключительной сцены. Оставаясь по тощ- комической, она заканчивается описанием полицейской расправы с возвратившимся из Англии Левшой. Его приятеля англичанина («полшкипера») привезли в посольский дом, позвали к нему лекаря и аптекаря, в ванну посадили, пилюли дали и т. д. А Левшу? У Левши не оказалось «тугамента.» (документа); и вот его везут в полицию, а оттуда по больницам, да по дороге роняют и «ухи рвут»; наконец привозят его «в простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают», и сажают в коридоре на пол. Так Левша и умирает — «потому что у него затылок о апарат раскололся».

В одной этой сцене — целая картина николаевской эпохи. И она производит особенно сильное впечатление именно потому, что рассказана тем же балагурным стилем, как и весь рассказ. Маленький, комический по тону «сказ» превращается в вещь большого исторического смысла, в своего рода сказание о российском государстве; а «косой Левша» вырастает до размеров эпического героя, в котором олицетворен страдающий от деспотического произвола народ.

Для аналитиков жанра”Левша”является обычным демонстрационным объектом, причем в качестве основной приметы жанра традиционно называют ориентацию на “манеру выражения конкретного рассказчика”,и по точке видения, и по языку намеренно удалённую и отделённую от авторского и /или литературно-нормативного стиля; у Лескова это удаление иллюстрируется прежде всего лексическими средствами,изпользованными автором.

Критики отмечали, что при всей внешней лубочности и гротеске в произведении Лескова отчётливо проступает национально-патриотическая тема, призыв к осознанию роли отдельно взятого человека в делах государственного масштаба. В своих последних словах умирающий Левша обращается к царю: «…у англичан ружья кирпичом не чистят. Пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».

Источник: students-library.com

Особенности жанра сказа «Левша» Н.С.Лескова

Описание презентации по отдельным слайдам:

Особенности жанра сказа «Левша» Н.С.Лескова Уметь: охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа

Вопросы и задания Какой подзаголовок дает Н.С.Лесков к своему произведению «Левша»? Что такое сказ?

Запись в тетради Сказ — эпическое произведение, построение на точных зарисовках быта и нравов в форме разговорной речи.

Признаки сказового повествования — просторечия, разговорные обороты («через свою ласковость», «дерябнул хороший стакан») — каламбуры (« на свою сторону преклонять хотели», «Платов . Этого склонения не любил») — повторы («проездиться», «объездил») — интонация, определенный ритм речи («И только он сказал себе такое слово, как государь ему говорит. »); -рифма (Платов этого не любил и . Все государя домой манил»);

Характеристика героев Александр Павлович Атаман Платов Отношение к Западу. Что привлекает во время поездки по Европе. Что важнее для Платова?

АлександрI НиколайI Какк ним относится рассказчик?

Тест стр.257-259 1.Определите жанр _____________ 2. Укажите термин «междоусобные разговоры», «французские разговоры» — ————— 3. «Платов ничего государю не ответил, только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил, а пришёл в свою квартиру, велел денщику подать из погребца фляжку кавказской водки кислярки, дерябнул хороший стакан, на дорожный складень Богу помолился, буркой укрылся и захрапел так, что всем доме англичанам никому спать нельзя было. Думал» утро ночи мудренее Назовите средство создания образа Платова, строящееся на описание внешности? 4.Из отрывка данного в предыдущем задании выпишите перефразированную пословицу.

Ответы: 1. Сказ 2. Эпитет 3. Портрет 4.Утро ночи мудренее

Домашнее задание Ответить на вопросы и выполнить задания , данные после сказа

  • Гулгунова Вера МанчаровнаНаписать 0 16.02.2018

Номер материала: ДБ-1198167

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

«Развитие эмоционального интеллекта»

Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    16.02.2018 448
    16.02.2018 573
    16.02.2018 3873
    16.02.2018 1185
    16.02.2018 742
    16.02.2018 113
    16.02.2018 93
    16.02.2018 159

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источник: infourok.ru

Особенности жанра произведения Левша Лескова

Полностью произведение Лескова называется Сказ о тульском косом левше и стальной блохе. Такое название чем-то напоминает названия каких-то эпических произведений или летописных сказаний.

Основное слово тут, конечно, сказ – жанр, изобретенный фактически самим Лесковым, который писал свои произведения, во многом основываясь на опыте общения с народом, на опыте понимания духа и ума этого народа.

Сказ является чем-то средним между мифом или легендой и подлинной историей. В моем понимании, он чем-то похож на историю, которую рассказывает один подвыпивший мужик другому в кабаке.

Начинает он с какой-то простой основы, вспоминает известного обоим человека или просто типичного человека, суть которого понятна практически каждому. Далее постепенно описывает характер, добавляет какие-то особенные и интересные детали, которые делают рассказ увлекательным. Продолжая, он уносится фантазией в далекие дали, начинает немного привирать, а потом, хмелея, пускается и вообще в небылицы, которые перемешиваются с бытовыми подробностями, и становится вообще не понятным, где вымысел, а где настоящее.

Характерная особенность сказа заключается именно в такой разговорной манере, которая устанавливает особую связь с читателем. Для того чтобы сказ состоялся, требуется уникальный герой, наподобие эпического или уникальная история, такая как бывает в сказках или легендах. При этом само повествование нужно сдобрить изрядной долей просторечий, повторов и бытовых выражений.

Так появляется сказ, характерным примером которого и является Левша. Лесков даже в самом произведении ведет рассказ, как бы от имени оружейника из под Сестрорецка, который знает историю про невероятного мастерового, сумевшего подковать блоху. Помимо этого автор добавляет массу народных словечек и речевых оборотов, которые, как мы знаем теперь, он придумывал сам полностью, то есть он, настолько хорошо знал народный язык.

На мой взгляд особенность этого жанра заключается именно в глубоком понимании того о чем думает народ и как думает. Поэтому создать этот жанр смог только опытный Лесков, который за свою карьеру до литературы немало поездил по стране и узнал людей. Ведь народ живет именно такими простыми героями, которые могут быть поблизости, ничем не выделяться и тут возьмут до подкуют блоху.

Также читают:

Картинка к сочинению Особенности жанра произведения Левша Лескова

Популярные сегодня темы

Отрочество — это самая загадочная пора в жизни человека, человек постоянно находится в смятениях, он постоянно думает, развивается. Многое, о жизни главного героя мы узнаем прочитав первую

Работы писателя, непростые для понимания как для его современников, так и для нынешних литературоведов, вызывают до настоящего времени неоднозначную реакцию и разнообразное отношение исследователей.

Одним из главных персонажей рассказа Горького «Челкаш» является Гаврила. Это молодой деревенский парень, добродушный и доверчивый.

В рассказе Евгения Ивановича Носова «Кукла» главным героем являет старый сторож и садовник школы Акимыч. Мужчина много повидал в своей жизни и его огорчают некоторые моменты. В рассказе два главных персонажа сам рассказчик и Акимыч

Русский язык — мой родной язык. Каждый день мне приходится общаться с друзьями, не знакомыми людьми. Использование различных групп слов, определённой личностью, позволяет установить

Источник: sochinimka.ru

Особенности жанра «Левши» Лескова («Сказа о тульском косом Левше. «)

«Левша».
Художник А. Константиновский

Особенности жанра «Левши» Лескова («Сказа о тульском косом Левше. «)

«Иногда в начале произведения не упомянуто, что оно написано от лица какого-то героя, но, тем не менее, самый склад речи своеобразно окрашен, и видно присутствие рассказчика. В таких вещах язык обычно своеобразный, полный неправильно употребленных слов, и самые слова комичны.

Современные писатели этим приемом широко пользуются, главным образом, под влиянием Лескова. Современные теоретики называют такие произведения «сказовыми».

В хорошей сказовой вещи самый сказ есть сюжетный прием, который и служит оправданием сказа.

Возьмем, хотя бы, эту повесть о блохе. Николай I. отдал блоху в Тулу к мастеру Левше. Тот ее подковал. Это был подвиг и в то же время техническая бессмыслица: блоха больше не танцевала. Это и представляет основное сюжетное построение вещи. Написана же вся вещь в страшно хвастливом стиле: русские хвалятся своей изобретательностью и кроют англичан, как хотят.

Техническая же бессмысленность дана вторым планом, замаскирована хвастливым тоном. Рассказчик как-будто не понимает значения того, что он рассказывает; читатель сам догадывается о значении слов.

Таким образом, в хорошей сказовой вещи сказ — своеобразная окраска слов — является не средством украшения только словесного материала, но и определенным сюжетным приемом, вносящим иной смысл во все произведение.»

(В. Шкловский, «Техника писательского ремесла», 1927 г.)

К. К. Михайловский:

««Левша» есть «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Кто же это «сказывает»? Прямо нам этого не сообщают, но из последней главы, написанной уже обыкновенным русским языком, видно, что герой «сказа» есть «олицетворенный народною фантазией миф». Значит, народ и именно тульский рабочий говорит этим . языком.»

(К. К. Михайловский, «Отклики», Т. 2, 1904 г.)

П. И. Громов и Б. М. Эйхенбаум:

««Сказ»» имеет форму лубка, стилизации, но тема его очень серьезна. Национальная, патриотическая линия . . социально конкретизирована: социальные верхи относятся к общенародным национальным интересам пренебрежительно, социальные низы мыслят государственно и патриотически.»

(П. И. Громов и Б. М. Эйхенбаум, очерк «Н. С. Лесков (Очерк творчества)» // «Н. С. Лесков. Собрание сочинений в 11 томах», том 1, 1956 г.)

«Написанное в стиле народной легенды, это произведение Лескова может показаться очень простым по смыслу. Долгое время в нем видели, прежде всего, апофеоз талантливости русского человека, который «все может». И сам Левша в глазах ряда критиков представал безусловным победителем в состязании с англичанами как мастер, сумевший исполнить еще более мелкую и тонкую работу, чем они.

Однако сам Лесков. решительно воспротивился такой его односторонней интерпретации.

Стилизуя свое произведение под народную легенду, Лесков в известной мере сам предрасполагал читателя к тому, чтобы тот следил, в первую очередь, за ходом событий. кто над кем возьмет верх: англичане над русскими или русские над англичанами?

Если довериться внешнему результату этого состязания, то выигрыш как будто бы и впрямь за русскими. Но при более внимательном чтении сказа становится очевидным, что торжество русской смекалки вовсе не имеет в нем абсолютного значения. «

(И. В. Столярова, «Лесков. Полное собрание сочинений в 30 томах», вступительная статья к тому 1, 1996 г.)

Это был анализ особенностей жанра произведения «Левша» Лескова («Сказа о тульском косом Левше»).

Источник: www.literaturus.ru