Гласные звуки в слове рыба

Гласные звуки в русском языке

Речь человека состоит из звуков, из них составляются слова. Образуются они при помощи артикуляции – работы органов речи. Как результат – возникают звуковые вибрации. Деление звуков на гласные и согласные основано на различиях места и способа образования звука.

Как образуются гласные звуки

«Звуки голоса польются, их читаем, как поем.

Буквы гласными зовутся, в каждом слове их найдем.»

Гласные звуки в русском языке образуются, когда струя воздуха на выдохе свободно проходит через гортань, в которой расположены голосовые связки. Когда они напряжены, воздух вызывает их движение, дрожание. Так образуется звук, который мы слышим. В составе гласного звука присутствует голос (отсюда и название – «гласные», то есть созданные голосом). Поэтому их можно тянуть, петь:
— а-а-а-а-а-а;
— у-у-у-у-у-у.

Почему они различаются? Образование звуков [и], [ы], [о], [у] и других зависит от положения языка и губ во время артикуляции.

Чтобы произнести звуки [о] и [у], нужно вытянуть вперед губы. Поэтому эти звуки называют лабиализованными, огубленными. Кроме того, гласные звуки в зависимости от положения языка во время выдоха и образования звука делятся на:

  • звуки переднего ряда (язык находится в передней части) – [и], [е];
  • звуки заднего ряда (язык убран в заднюю часть ротовой полости) – [о], [у];
  • звуки среднего ряда (язык занимает промежуточное положение) – [а], [ы].

Вторая характеристика – подъем: высокий, средний либо низкий подъем языка во время произнесения звука:

  • язык максимально поднят к нёбу – звуки [и], [ы], [у];
  • среднее положение языка – звуки [э], [о];
  • нижнее – [а].

Гласные буквы и звуки – чем они отличаются

«Их нетрудно перечесть

Ты запомни: звуков – шесть».

В русском алфавите 10 гласных букв: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. А гласных звуков?

В русском языке гласных звуков всего 6 – [а], [о], [у], [э], [и], [ы], однако они выполняют очень важную роль в образовании слогов – именно благодаря им можно разделить речевой поток на фразы-слова-слоги. Слог – самая маленькая фонетическая единица, она характеризуется слитностью входящих в него звуков: сочетание звуков, произносимых на одном выдохе воздуха: [ма]-[ма].

Почему букв – 10, а звуков всего – 6? Буквы е, ё, ю, я на письме обозначают сочетание звуков: мягкого согласного [й] и гласного звука. В результате все гласные буквы и звуки можно представить в виде таблицы:

Таблица «Гласные звуки и буквы в русском языке»

Буквы А Е Ё И О У Ы Э Ю Я
Гласные звуки А Э О И О У Ы Э У А
Согласные звуки Й Й Й Й

Из таблицы видно, какие буквы обозначают гласные звуки, а какие – сочетания звуков.

Гласные буквы И, Е, Ё, Ю, Я

Для чего такие сложности? И зачем гласному звуку такой друг – согласный звук [й]?

Гласные буквы а, о, у, э, ы обозначают твердость предыдущего согласного звука: [дом], [дым], [дача], [кот], [рыба]. Здесь все просто – буква и звук соответствуют друг другу.

Гласные буквы е, ё, ю, я – нужны для того, чтобы на письме обозначить мягкость предыдущего согласного: река, мёд, любовь, мяч. Без смягчения согласных р, м, л слова произносились бы так: [рэка], [мот], [лубоф], [мач].

Гласные звуки позволяют им стать мягче:
река — [р’ э к а];
мёд — [м’ о т];
любовь — [л’ у б о ф’];
мяч — [м’ а ч’].

Если же эти буквы попадают в начало слова — у них тут же появляется «друг» — мягкий согласный й. В этих случаях буквы е, ё, ю, я образуют с ним пару

енот — [й’ э н о т],

ёлка — [й’ о л к а],

яблоко — [й’ а б л о к о].

То же самое происходит в середине слова после гласной, ь или ъ

вьюга — [в й’ у г а],

Особняком стоит буква и – ее назначение – обозначать мягкость предыдущего согласного звука: [к’иска], [м’иска], [л’иса]. В ударной позиции букве и соответствует звук [и]. Однако в разговоре звук [и] слышится и в таких словах:
— этажерка;
— часы;
— бегемот.

То есть – в безударных слогах буквы разные: э, а, е, а звук один – [и].

Памятка «Гласные звуки и буквы»

Видео «Гласные буквы и звуки»

Кто ударил гласный?

Все шесть гласных звуков могут находиться в слове в ударной и безударной позиции. Отличие их в следующем:

  • ударные звуки произносятся более четко;
  • безударные звучат менее внятно, могут выступать в качестве другой фонемы.

Об этом выше было сказано: звук [и] может появляться в речи там, где на письме стоят иные буквы. Сравните:
молоко – [м а л а к о];
серпантин – [с’ и р п а н т’и н];
вездеход – [в’ и з д’ и х о т].

Случилась странная история – в слове молоко звук [а] обозначен буквой о в безударных слогах, а звук [и] на письме выражен буквой е. В ударных слогах таких перемен не происходит:
молочник – [м а л о ч’ н’ и к].

В слове молочник под ударением остался звук [о], без ударения мы слышим [а]:

молоко – молочный ([м а л а к о]- [м а л о ч’ н’ и к]).

Безударные звуки вызывают много сложностей при письме. Как правильно написать – травяной или тровяной, в лесу или в лису? Для правильного правописания очень важным является определение:

Чтобы проверить правильность написания безударной гласной, нужно изменить слово так, чтобы он оказался под ударением: в лесу – лес, травяной – травка.

Подводим итоги

Подводя итоги, нужно вспомнить главное:

  • Гласные звуки образуются благодаря тому, что воздух, не встречая на пути преград, беспрепятственно проходит через гортань на выдохе.
  • В русском языке 10 гласных букв и только 6 – звуков.
  • Гласные первого ряда – а, о, у, э, ы – обозначают твердость предыдущего согласного.
  • Буквы е, ё, ю, я нужны для обозначения на письме мягких согласных и двойных звуков – [йэ], [йо], [йу], [йа].
  • Гласные бывают ударными и безударными. Ударные всегда пишутся, как слышатся, безударные иногда могут звучать иначе, чем отображаются на письме – их написание нужно проверять, поставив в ударный слог, либо запомнить.
  • Те слова, которые нельзя проверить ударением, например, корова, молоко, собака, воробей, герой и другие, называют словарными, и написание их лучше запомнить, а в случае затруднения обратиться к словарю.
Читайте также:  Река глухарка спб рыбалка как добраться

Гласные звуки певучи и музыкальны, это основа слога.

Источник: razvitiedetei.info

НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Звуковой анализ слов.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части, называть слова с определенным слогом. Упражнять в умении детей определять последовательность звуков в словах. Закреплять звуковой анализ слова. Воспитывать умение работать по подгруппам.

Скачать:

Вложение Размер
nod_po_obucheniyu_gramote_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx 18.89 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитие речи в подготовительной группе.

Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части, называть слова с определенным слогом. Упражнять в умении детей определять последовательность звуков в словах. Закреплять звуковой анализ слова. Воспитывать умение работать по подгруппам.

— Какой сегодня день недели (среда). Правильно и первое занятие сегодня у нас подготовка к обучению грамоте.

— Ребята, давайте вспомним из чего состоят слоги и слова? (из звуков).

— На какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные).

— А все согласные звуки как можно подразделить? (на твёрдые и мягкие).

(- Скажите, а все ли согласные звуки имеют пару? (Нет). — Какие звуки всегда твёрдые и не имеют мягкой пары? (Ш, Ж, Ц). Какие всегда мягкие и не имеют твёрдой пары? (Ч, Щ, Й).)

— Как мы определяем гласный это звук или согласный? (произнося гласные звуки нам ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, его мы можем громко крикнуть, сказать тихо, шепотом, можно потянуть, спеть, а произнося согласные звуки, нам мешает язык, зубы, губы – эти звуки мы произносим отрывисто).

— Чем отличаются звуки от букв?

Звуки слышим и произносим. А буквы видим, читаем и пишем.

Игра «Кто внимательный».

Воспитатель предлагает ещё раз вспомнить, какие бывают звуки (гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки), каким цветом мы их выделяем (гласные – красным, согласные твёрдые – синим, согласные мягкие – зелёным).

— Давайте поиграем. Возьмите три фишки (красную, синюю, зелёную), положите их перед собой. Я буду называть звуки, а вы, определив какой это звук, будете поднимать фишку нужного цвета.

Дь, К, А, Л, О, П, И, Мь, Н, У, Ж, Сь, Т, Ч, Й.

Слово сани — у доски работает один ребёнок, остальные за столами самостоятельно.

— Сколько всего звуков в слове сани? (четыре).

— Какой первый звук? (С). Произнесите слово, выделяя голосом первый звук. Какой это звук? (согласный твёрдый, отмечем синей фишкой).

— Второй звук? («А»). Какой он? (гласный, его можно протянуть, пропеть, отмечаем красной фишкой).

— Третий звук в слове сани? (звук «НЬ» – он согласный мягкий, обозначаем зелёной фишкой).

— И последний, четвёртый звук в слове? (Последний звук в слове гуси, звук «и» – он гласный, потому что при произношении его нам во рту ничего не мешает, обозначим его красной фишкой).

— Что мы можем сказать про слово гуси, глядя на схему (в слове сани два гласных звука, значит и два слога). — Правильно, мы знаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Назовите первый слог (са), второй слог (ни).

— Послушайте, я произнесу слово саааани, а теперь саниии. Как вы думаете, какой слог ударный: первый или второй? Напомню, что ударным называют тот слог, который произносится протяжнее, который «заметнее» в слове, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Так какой же слог ударный (первый).

В ударном слоге протяжнее произносится именно гласный звук (читаем слово с ударением, синхронно ведя указкой под схемой слова, т. е. задерживаем указку под второй клеточкой). Гласный звук в ударном слоге, который произносится более протяжно, также называют ударным. Слог ударный – и гласный в этом слове ударный.

— Так какой же слог ударный в слове сани? (са).

— А какой гласный ударный? («а»).

— Ударный гласный звук мы будем обозначать чёрной фишкой, которую нужно ставить над красной фишкой – звуком «а». Воспитатель подчёркивает, что ударный звук в слове может быть только один, все остальные гласные называют безударными.

— Какой безударный звук в слове сани? («и»).

— А теперь давай зарисуем схему слова гуси в тетрадь и поставим ударение.

— А теперь самостоятельно составьте схему слова волк.

Игра «Живые звуки».

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Живые звуки». Играть будут те дети, которые отгадают мои загадки.

-Какой второй звук в слове «сыр», какой первый звук, третий звук? А теперь составьте слово. Правильно ли дети составили слово? Звук «К» — назови слово на свой звук, звук «Л», — назови своего братца, звук «У» — покружись на месте. Молодцы, звуки, справились с заданиями. Поставьте звуки в свои домики и присаживайтесь.

-Какой третий звук в слове «шар»? Какой 2й? 3й? Составьте слово. Звук «Р», назови слово на свой звук. Звук «Ш», произнеси свой звук, какой он? Звук «А», назови слово, чтобы оно заканчивалось на твой звук.

Физкультминутка. Игра «Бывает – не бывает».

-Я буду читать предложения. Если такое бывает, вы приседайте. Если такого не бывает, то поднимайте руки вверх.

— Волк бродит по лесу. – Волк на дереве сидит.

— В кастрюле чашка варится. – Кошка по крыше гуляет.

— Лодка по небу плывёт. – Девочка рисует домик.

— Домик рисует девочку. – Мышка любит сыр.

— Мама поехала на рынок. – Кот купил колбасу.

— Рыбка лежит на сковородке. – У слона четыре ноги.

— У курицы две ноги. – Курица меньше индюка.

— Внук младше дедушки. – Дедушка учится в школе.

Игра «Сколько частей в слове».

-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Сколько частей в слове». Я буду называть слова, а вы скажете сколько частей в слове. (Сколько раз похлопали в ладоши, столько частей в слове). Например: зи-ма, ле-тит, бе-ги, по-ми-дор, бе-ге-мот, стул, жи-раф, ве-ло-си-пед

Задание «Продолжи слово».

Дети продолжают называть слово:

РЫ – рысь, рыба ЗИ – зима, Зина

ВА – ванна, Ваня ЛИ — Липа, лиса

ЛУ – луна, лужа ТИ-тина, тишина

РО-роза, ролы СИ — сифон, сила

МА-маки, машина РЯ — рядом, ряд

— Какое животное спряталось в слове РАКЕТА? (РАК)

— Какая часть лица человека спряталась в слове КОЛОБОК? (ЛОБ).

-Какая домашняя птица спряталась в слове ШУТКА? (УТКА).

Игра «Собери ромашку».

-Ребята, сейчас мы с вами разделимся на 3 команды. Каждая из команд должна будет собрать из лепестков, лежащих на столе ромашку. Только одно условие: 1я команда собирает ромашку с серединкой красного цвета, ей понадобятся лепестки на которых нарисованы предметы, начинающиеся на гласный звук. 2я команда собирает ромашку с серединкой синего цвета. Ей понадобятся лепестки с нарисованными предметами, начинающимися с согласного твердого звука. Ну, а 3я команда собирает ромашку с серединкой зеленого цвета. Какие она возьмет лепестки? (Лепестки, названия, которых начинаются на мягкий согласный звук).

-Ребята, что мы сегодня делали на занятии?

-Что вы нового узнали на занятии?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦЕЛИ:- формировать у дошкольников представления о твердых и мягких согласных звуках, об их соответствии друг другу;- учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные;- упражнять в с.

Обучение граммате в старшей группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук «Научи.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Разработала план НОД по обучению грамоте с детьми 6-7 лет на 1 период /сентябрь-декабрь/на 12 недель -24 занятия.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе»Звуковое царство»Программное содержание:Развитие умения проводить звуковой анализ слова «ручка», качественно хар.

закрепить знания детей и помочь освоить материал.

Источник: nsportal.ru

Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку.

Фонетический разбор. Начальная школа.

Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.

Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.

Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим и пишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки.

При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса, который образуется при дрожании голосовых связок.

В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].

  • А, О, У, Ы, Э— это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] — всегда мягкие:
    сон [сон], дым [дым], чаща [ч’ащ’а], часы [ч’асы].
  • Я, Ё, Ю, И, Е— это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми:
    мята [м’ата], тёрка [т’орка], мюсли [м’усли], мел [м’эл], лес [л’эс], жир [жыр], ширь [шыр’], цифра [цыфра].
  • Буквы Я, Ё, Ю, Е— йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
    • Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук : я — [а], ё — [о], ю — [у], е — [э] :
      Мяч[м‘ач], тёрн [т‘орн], тюль [т‘ул’], пена [пэна].
    • Я, Ё, Ю, Едают два звука: согласный [й’] и соответствующий гласный, если они стоят
      • в начале слова: яма [й’aма ], ёлка [й’олка], юла [й’у ла ], ель [й’э л’];
      • после гласных: маяк [май’ак], поёт [пай’от], поют [пай’ут], поел [пай’эл];
      • после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ], объём [абй’ом], вьюга [вй’уга], съезд [сй’эст].
  • В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются.Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
  • Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и]
  • [й’] — согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .

В состав слога обязательно входит гласный звук: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!»

Для малышей! Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.

Согласные звуки.

При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы, зубы и язык) в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.

Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.

  • Звонкие
    • образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
    • Л, М, Н, Р, Й — самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке), всегда звонкие.
    • Б, В, Г, Д, Ж, З —звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], имеют парные звуки по звонкости/глухости.
    • Фраза для запоминания содержитвсе звонкие согласные:Мы же не забывали друга.
  • Глухие
    • произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
    • П, Ф, К, Т, Ш, С — глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’] имеют парные звонкие;
    • X, Ц, Ч, Щ — [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] — всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости .
    • Фразы для запоминания, которые содержатвсе глухие согласные:
      • «Степка, хочешь щец?» — «Фи!»
      • Фока, хочешь поесть щец?

Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.

  • Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
  • Мягкие: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’]. При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком [‘].

Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно различать для правильного произношения и написания слов: мол [мол] — моль [мол’], угол [угол] — уголь [угол’] , нос [нос] — нёс [н’ос].

Источник: tutrus.com

Количество гласных и согласных звуков в русском языке

Количество глас­ных и соглас­ных зву­ков и букв не сов­па­да­ет в рус­ском язы­ке. Укажем коли­че­ство глас­ных и соглас­ных зву­ков в фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка.

В рус­ском язы­ке насчи­ты­ва­ет­ся шесть основ­ных глас­ных зву­ков [а], [о], [э], [у], [и], [ы] и трид­цать семь соглас­ных зву­ков.

Раздел язы­ко­зна­ния фоне­ти­ка изу­ча­ет зву­ко­вые еди­ни­цы язы­ка — зву­ки. Фонетика осве­ща­ет, как зву­ки обра­зу­ют­ся, опи­сы­ва­ет аку­сти­че­ские свой­ства зву­ков, их изме­не­ния в зави­си­мо­сти от пози­ции в сло­ве и, нако­нец, какие быва­ют зву­ки речи.

В зави­си­мо­сти от того, как обра­зу­ют­ся зву­ки рус­ской речи, они делят­ся на глас­ные и соглас­ные.

Гласные звуки

Гласные зву­ки обра­зу­ют­ся голо­сом. Струя воз­ду­ха вытал­ки­ва­ет­ся из поло­сти рта без види­мых пре­град, про­хо­дит сво­бод­но через рече­вой аппа­рат гово­ря­ще­го. Так рож­да­ют­ся глас­ные зву­ки, кото­рых насчи­ты­ва­ет­ся в рус­ской речи шесть:

Это основ­ные глас­ные зву­ки в силь­ной пози­ции — под уда­ре­ни­ем.

После твер­дых соглас­ных зву­чат глас­ные:

  • [ а ] сам [с а м]
  • [ о ] дом [д о м]
  • [ у ] пуск [п у ск]
  • [ ы ] рыба [р ы ба]

После мяг­ких соглас­ных зву­ков зву­чат глас­ные:

  • [ а ] пять [п’ а т’]
  • [ o ] нёс [н’ о с]
  • [ э ] лес [л’ э с]
  • [ у ] люк [л’ у к]
  • [ и ] писк [п’ и с к]

Подытоживая выше­из­ло­жен­ное, ука­жем, что глас­ные зву­ки на пись­ме отоб­ра­жа­ют­ся деся­тью бук­ва­ми рус­ско­го алфа­ви­та: а, о, э, у, и, ы, е, ё, ю, я.

Согласные звуки

Остальные зву­ки речи обра­зу­ют­ся в рото­вой поло­сти, встре­чая пре­гра­ды в виде язы­ка, зубов, смы­ка­ния и раз­мы­ка­ния губ. В их обра­зо­ва­нии при­ни­ма­ет уча­стие шум и голос.

При уча­стии шума обра­зу­ют­ся глу­хие соглас­ные зву­ки. Шум и голос обра­зу­ет звон­кие соглас­ные зву­ки. Их объ­еди­ня­ют в пары по при­зна­ку звонкости/глухости:

Кроме того, суще­ству­ют непар­ные твер­дые звон­кие соглас­ные (сонор­ные):

и непар­ные твер­дые глу­хие соглас­ные:

По при­зна­ку мягкости/твердости раз­ли­ча­ют звон­кие соглас­ные мяг­кие зву­ки:

глу­хие соглас­ные мяг­кие зву­ки:

Теперь, если сосчи­тать все ука­зан­ные соглас­ные зву­ки, их коли­че­ство рав­но 37.

Долгий мяг­кий соглас­ный звук [ ж’ ] встре­ча­ет­ся в неболь­шом коли­че­стве слов: «во жж и», «дро жж и», «е зж у», «брю зж ать», «мо зж ечок» и пр.

Долгий мяг­кий соглас­ный [ ш’: ] на пись­ме пере­да­ет­ся бук­вой «щ»:

щёт­ка [ ш’: о т к а].

Видеоурок


Источник: russkiiyazyk.ru

Звуковой анализ слов. Консультация для родителей

Наталия Ковальская
Звуковой анализ слов. Консультация для родителей

Как определить сколько звуков в слове, а сколько букв? Эти вопросы часто ставят родителей в тупик. Как помочь ребенку в определении звуков?

Звуковой анализ слов

Уже в старшей группе начинается работа по звуковому анализу слов. Такой анализ является основой при ознакомлении детей с буквами и выкладывании слов и предложений из букв разрезной азбуки. Особое внимание уделяется правильному определению звуков: «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук». Так чем же отличается буква от звука? Звук мы произносим, а букву пишем, другими словами, буква — это символ звука, который мы написали на бумаге.

В работу по проведению звукового анализа слова обязательно включается вычленение и обозначение словесного ударения.

Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков. Дети должны усвоить, что буквы а, о, у, ы, э пишутся после твердых согласных, а буквы я, е, ё, ю, и – после мягких согласных. Гласные звуки всегда обозначаем красным цветом.

По ходу проведения звукового анализа слов дети узнают, что звуки «ч», «щ», «й» — всегда мягкие согласные, т. к. не имеют твердой пары, а звуки «ж», «ш», «ц» — всегда твердые согласные, т. к. не имеют мягкой пары. Мягкие согласные всегда обозначаем зеленым цветом, а твердые – синим.

При разборе слова,звукиобозначаем кружками определенных цветов:

мянкий звук •(Л), твердый звук • (Л, гласный звук • (А)

Звуки «я», «е», «ё», «ю» могут в словах обозначать два звука, если они находятся в начале слова или после гласного звука, а также после мягкого и твердого знаков. Например, маяк – в этом слове 5 звуков, т. к. после гласного звука «а», мы слышим 2 звука: «й» + «а», но 4 буквы, т. к. звуки «й» и «а» записываем буквой я. Слово яма – 4 звука, т. к. в начале слова мы слышим 2 звука «й» + «а», но букв -3, т. к. звуки в начале слова «й» + «а» записываем буквой — я, питье — 5 звуков, 5 букв. (мягкий знак не является звуком, также как и Ъ, они являются буквами) Для того, чтобы определить какой звук стоит после согласного звука — произнесите это слова с ударением на тот звук, который должны услышать, тяните его подольше и Вы сразу определите звук.

Буквы ъ и ь не являются звуками. Буква «ь» делает впереди стоящий звук мягким, а буква ъ разделяет звуки.

А терперь проверьте сами себя, разберите слова на звуки: ЯБЛОКО, ЯБЛОНЯ, ЯБЛОНЕВЫЙ, ЯБЛОНЕВАЯ, ЯБЛОНЬКА, ОРУЖИЕ, КОНЬ. Дополнение — сначала назовите звук, а потом определите его символ — кружок (определите цвет, затем букву.

Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА? Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – Исогласный,.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Источник: www.maam.ru