Диорама стояние на угре

Диорама «Великое Стояние на реке Угре»

У нас уже установилась традиция встречать Новый год у друзей в Калуге и новый 2017 не стал исключением. День на второй, после того, как были съедены все салаты и завершен традиционный обход друзей и родственников, мы решили, что пришла пора культурного досуга. Им стал наш выезд на диораму «Великое Стояние на реке Угре». Мы давно уже порывались посетить этот объект, но каждый раз находились веские причины отложить поездку на потом.

Если честно, я до этого имел довольно смутное представление, что вообще такое «диорама». Оказалось — это художественная инсталляция, состоящая из двух составляющих — переднего плана, выполненного в объеме и заднего плана, оформленного в виде картины.

Диорама «Стояние на Угре» посвящена историческим событиям более чем 500-летней давности, когда решалась судьба Руси — быть ей свободной или быть окончательно раздавленной под натиском хана Ахмата с одной стороны и польского короля Каземира. И у того и у другого были виды на столь лакомый кусок, особенно у хана Ахмата, которого Великий Князь Иван III просто игнорировал и несколько лет не платил дань, да и вообще, государство Ахмата трещало по швам. Поход на Москву для него было последним шансом показать всему миру, чьи в лесу шишки 🙂 Ну ладно, не буду углубляться, а то «настоящие историки» уже наверно нервно строчат ругательные комментарии к этой записи 🙂

Диорама «Стояние на Угре» находится в селе Дворцы на территории Владимирского скита Калужской Свято-Тихоновой пустыни. Ниже приведена карта, на которой обозначено, куда нужно ехать.

Билеты на диораму продаются в церковной лавке, стоимость взрослого билета составляет 150 рублей (январь 2017), пенсионерам и детям скидки. Музей находится на территории монастыря, поэтому одеваться надо соответственно и вести себя «в рамочках».

На территории монастыря

После покупки билета проходим в здание соседнего храма, где нас встречает экскурсовод. Экскурсия включена в стоимость билета и длится примерно полчаса. Помимо исторических сведений экскурсовод рассказывает о местных православных святынях и подвижниках, с которыми связана история этих мест — в частности, Сергии Радонежском и Тихоне Калужском.

Музей разделен на несколько залов. В них представлены картины художника Павла Рыженко на православную и историческую тематики. Также в первом зале есть уменьшенная копия диорамы.

Сама диорама расположена в следующем зале. К сожалению, фотосъемка не разрешена, тем не менее, все фотографируют, хотя условия не самые лучшие для фотосъемки — приглушенный свет на переднем плане (там где объемные фигуры), а задний план освещен более ярко — очень умный ход, чтобы защититься от «фотохудожников» с мобилами и «худофотографов» с зеркалками, небо на фотографиях получается белым. Я тоже сделал несколько снимков (на смартфон, чтобы не шарахать затвором зеркалки на весь зал) и склеил их в панораму, надеюсь, музей на меня за это не сильно обидится.

На фотографии абсолютно не чувствуется, что картина объемна. Да-да, все, что на переднем плане — лестница, человек, копающий могилу, пень на пригорке, размешанная грязь на дороге, ветки, котелок на костре, раненый воин и монах — все это объемное и выполнено очень реалистично! Задний план представляет собой картину для неторопливого разглядывания. На картине огромное количество персонажей — от простых мужиков до князей и воевод. Вдали виднеется светлая полоска реки Угры. На этом берегу стоит русское войско, на другом — войско хана Ахмата. У реки несколько бродов, но все попытки монголо-татар перейти реку вброд провалились — у русских к тому времени уже были пушки-пищали (нет, они не пищали, когда стреляли, пищали скорее те, в кого попадали 🙂

Экскурсовод рассказывает во всех подробностях, кто изображен на картине, подсвечивая фонариком того или иного персонажа. В помещении диорамы играет соответствующая фоновая музыка, которая поддерживает напряженное и тревожное состояние. Словами передать сложно, это нужно увидеть и услышать — погружение в смутное средневековое настроение гарантировано!

На диораму можно смотреть с двух ярусов. Вот еще фотография со второго (это уже на нормальный фотоаппарат).

Вид на диораму со второго яруса

Следующий зал представляет интерес любителям разного рода артефактов — старинного оружия, доспехов, предметов быта. Что примечательно, почти все это можно потрогать, кое что даже примерить, сфотографироваться.

Максим с топором

В последнем зале экспозиция, как мы поняли на стадии формирования и посвящена она автору этого шедевра — Павлу Рыженко. К сожалению, он не дожил до нашего времени, но оставил после себя богатое культурное наследство в виде потрясающей диорамы «Стояние на Угре».

Общие впечатления от поездки

Мое мнение — интересно, красиво и необычно. В первую очередь данный объект будет интересен любителям истории. Признаюсь честно, мои знания истории довольно отрывочные — не очень любил в школе этот предмет, но посещение «Стояния на Угре» добавило хоть небольшую, но крепкую заплатку на одну из дыр в моих знаниях истории России. Если история — не ваш конек, скорее всего, многое из рассказанного экскурсоводом вам будет непонятно. Если перед посещением вы почитаете хотя бы в Википедии о том, что это вообще было за время (1480 год), это будет большим плюсом.

Читайте также:  Радиоуправляемый кораблик для рыбалки своими руками

На этом, пожалуй, и закончу об экскурсии.

p.s. После экскурсии можно пройти примерно полкилометра и выйти на берег той самой Угры.

Ну и еще одна фотография — нельзя же просто так побывать на Угре, надо на ней постоять! 🙂

Источник: edemkudahotim.ru

Отзыв: Музей-диорама «Великое стояние на Угре» (Россия, Калужская область) — «Батальное полотно».

Путешествуя по Калужской области, возвращаясь из музея «Полотняный завод», мы решили заехать во Владимирский скит Калужской Тихоновой пустыни. Дело в том, что в этом святом месте находится музей-диорама «Великое стояние на Угре» работы знаменитого художника-баталиста Павла Викторовича Рыженко — уроженца Калужской земли.

Сама диорама расположена на территории скита, поэтому во время посещения необходимо соблюдать действующие религиозные правила. Автор посвятил своё батальное полотно событиям конца 15 века. Именно «великое стояние» положило конец эпохе татаро-монгольского ига и становления независимости Руси. Здесь полчище Большой Орды так и не решилось вступить в открытую конфронтацию с русским войском, не дождавшись уплаты дани и уйдя ни с чем обратно.

Этот музей платный, стоимость билетов составляет 300 рублей (детский 100 рублей). Часы работы с 9 до 17 часов. Мы приехали уже под закрытие, и народу, кроме нас, никого не было. Служительница-экскурсовод проводила нас сначала в выставочный зал, где мы ознакомились с интерьером музея, историей создания диорамы, доспехами и оружием той поры и некоторыми другими работами Павла Рыженко.

Затем мы прошли на смотровую площадку диорамы. Нашему взору предстало художественное произведение мастера живописи — Заслуженного художника Российской Федерации, человека, рисующего батальные сцены без присутствия боя — в период затишья или окончания сражения. Диорама выполнена очень реалистично, а сопровождающая просмотр звукозапись как будто переносит нас в Древние времена на берег Угры в лагерь русского войска. (Эту реку я тоже посетил, по пути из Калуги в Вязьму ). Просмотр дополнил рассказ экскурсовода.

События тех лет действительно существовали, и художник мастерски передал все детали жизни и быта военного лагеря, силу духа воина. И, конечно, красоту природы. Живописец отобразил в картине значимые моменты «великого противостояния». Более 150 персонажей прорисованы военным художником. Среди них и сам Павел Викторович Рыженко — он стоит с забинтованной головой — настоящий русский богатырь. Дело в том, что это последняя его работа — частые головные боли мучили мастера (отсюда и повязка на голове в картине). В 2014 году, после освящения диорамы патриархом Кириллом, Павла Викторовича не стало.

Но, его работа продолжает радовать посетителей музея и паломников Владимирского скита, воспевая силу духа русского человека, любовь к Родине и непоколебимую веру. Недаром диорама находится в этом святом для православного человека месте.

Источник: otzovik.com

Новости

Во Владимирском ските монастыря Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни в 2014 году построен музейный комплекс, включающий в себя помещение с диорамой. Диорама размещается на том самом историческом месте, где происходили выбранные для её сюжета события. С открытой площадки смотровой башни музейного комплекса открывается вид на местность, запечатлённую на холсте диорамы.

Диорама «Великое Стояние на Угре» — современное произведение русского батального искусства, являющееся лучшим художественным памятником, посвященным великому историческому событию Стояния на реке Угре в 1480 году.

Размер живописного полотна диорамы: длина —23,6 м, высота —6,7 м. Между полотном и смотровой площадкой размещен предметный план-макет. Он незаметно переходит в живописную картину, создавая иллюзию реального пространства. Авторы проектов Владимирского скита и музейного комлекса – ООО «Творческая матерская архитектора О.Гридасова».

Картина — диорама «Великое Стояние на Угре 1480 года», созданная в студии военных художников имени Грекова, — последняя работа заслуженного художника России калужанина Павла Рыженко.Замечательный русский художник скоропостижно скончался 16 июля 2014 года на 44-м году жизни.

Поднявшись на смотровую площадку диорамы, мы словно оказываемся участниками событий XV века. Перед нами возникает лагерь русского войска: снаряжения, ядра, землянки, мы видим могучих воевод, гонца с княжеской грамотой, пленных ордынцев… Техническое сопровождение диорамы погружает нас в богатый мир звуков и запахов.

Но главный, по задумке художника, герой картины — преподобный Тихон Калужский. Его фигура на изображении намеренно едва заметна.

Роль монашеской братии Тихоновой пустыни в тех событиях едва ли не ключевая. Монахи монастыря исповедуют воинов, идущих на бой, они помогают раненым воинам, совершают отпевание почивших бойцов, а также совершают молебны перед Владимирской иконой Божией Матери.

Глубокий духовный и символический смысл – идея единства и непобедимости Святой Руси, — заложенная автором картины, постепенно раскрывается перед нами во всей своей убедительности и полноте.

9 сентября 2014 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в торжественном открытии музея-диорамы. После освящения музея-диорамы экскурсию по экспозиции Патриарху Кириллу провели вдова художника Анастасия Рыженко и заместитель министра культуры Калужской области Виталий Бессонов. Анастасия Рыженко рассказала об эпических полотнах Павла Рыженко, которые представлены в музее, Виталий Бессонов раскрыл сюжет и глубинный смысл главного экспоната.

Историческая диорама погружает нас в событие 1480 года, с которого началось новое русское государство, независящее от Большой Орды. Диорама физически точная – она находится на месте, где происходили военные действия: если бы вокруг музея не было домов, строений, то зрителю открывался бы точно такой, как на картине, рельеф местности и перспектива.

Читайте также:  Лодка ротан 410 характеристики

Как и все работы Рыженко, диорама «Стояние на Угре» символична. И, пожалуй, символы, которые заложил в ней художник, сильнее исторического содержания. В масштабной картине представлены три основы, проходящие лейтмотивом через всё творчество Павла Рыженко: государственность (сильная власть), народность (готовность встать за общую идею) и духовность (сила единого духа и моральное превосходство). А условные первый и второй ярус диорамы разделяет на горизонте Угра, «Пояс Богородицы», который есть не только в истории, но и в душе каждого из нас: он отделяет добро и зло, свет и тьму – и диорама априори помещает зрителя на сторону добра. Это только часть символики диорамы.

Яркое восприятие диорамы и погружение в нее обеспечивает техническое исполнение. Использовано множество эффектов: свечение на холсте, внезапный дым костра от попавшей воды, объемные звуки и даже запах осени, сухих листьев и пожарища.

«Прекрасная диорама Павла Рыженко – это его лебединая песня. Он ушел от нас рано, полный сил и творческой энергии, и он открыл особую страницу в истории русского искусства… Каждый, кто будет сюда приезжать, будет вспоминать исторический подвиг народа, создателя диорамы и украсителей этого святого места», — отозвался о музее-диораме «Стояние на Угре» Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В память о посещении Патриарх подарил монастырю икону Святого благоверного князя Андрея Боголюбского.

Источник: danilovmaster.ru

Диорама «Великое Стояние на Угре».

Это последнее масштабное произведение заслуженного художника России Павла Рыженко, законченное художником буквально за несколько месяцев до смерти.

Диорама размещается на том самом историческом месте, где происходили выбранные для её сюжета события. Это огромное живописное произведение: длина —23,6 м, высота —6,7 м. Два месяца труда. Художник так говорил про картину: «Это моё личное стояние за Русь. Разбудить ген Богатыря, генетическую память народа победителя».

Стояние на реке Угре — военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III в союзе с Крымским ханством. Оно положило конец монголо-татарскому игу на севере и северо-востоке Руси, где оно держалось дольше всего, и где шёл процесс становления единого Русского государства, которое стало полностью независимым.

В 1472 году Иван Третий отказывается выплачивать дань Орде, заключив союз с крымским ханом Менгли-Гиреем. А в 1476 году Иван отказался явиться в Орду для того чтобы получить от неё ярлык на великое княжение, таким образом отказавшись подчиниться ордынскому хану.

Летом 1480 года Ахмат, заручившись поддержкой Казимира Четвёртого, вышел в поход против Руси. Основные русские военные силы встретились с ордынским войском на речке Угре. Так началось Великое стояние на Угре. Полгода войска стояли, разделённые рекой. Периодически вспыхивали локальные сражения.

Узнав, что Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду так, что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван выделил небольшой, но очень боеспособный отряд под командованием звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого, который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге до её низовий и совершить опустошительную диверсию во владениях Ахмата.

Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд князя Ноздреватого и крымского царевича Нордоулата, намеревающийся захватить и разграбить столицу Орды, а также испытывая недостаток продовольствия, не решился преследовать русские войска и в конце октября — первых числах ноября также начал отводить свои войска. 11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду, разграбив на обратном пути принадлежавший Литве Козельск.

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения.

Видимо поэтому Угру стали называть «поясом Богородицы». Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву. Это великое стояние положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало полностью независимым.

Значительную часть холста занимает озарённый солнцем русский лагерь. Белые палатки, кто-то лечится, кто-то отдыхает. Видно, что стоит артиллерия. Загодя в Москве был основан Иваном III Пушечный двор, где лили русские пушки, которые именно здесь впервые в Русской истории участвовали в противостоянии. Татарские стрелы не долетали до наших рядов войска, а картечная стрельба пушек приносили сильный урон сопернику.

Художник изобразил себя как вышедшего из боя раненного воина с саблей в руке. Голова его перевязана. Художник в последнее время мучился сильными головными болями. Рядом за столом сидит немец (на переднем плане с пикой), датчанин и француз. Уже тогда в войске были иностранные наёмники.

Без веры не победить. Церковь сыграла решающую роль в битве. Главный, по задумке художника, герой картины – преподобный Тихон Калужский (на дальнем плане с нимбом над головой иконой в руках). Его фигура на изображении намеренно едва заметна.

Роль монашеской братии Тихоновой пустыни в тех событиях едва ли не ключевая. Монахи монастыря исповедуют воинов, идущих на бой, они помогают раненым воинам, совершают отпевание почивших бойцов, а также совершают молебны перед Владимирской иконой Божией Матери.

Читайте также:  как можно избавиться от запаха жареной рыбы в квартире

Источник: nikolay-saharov.livejournal.com

Диорама «Стояние на Угре»

Павел Рыженко, в общем, славился своим пренебрежительным отношением к историческим деталям того, что он рисует. И хотя диорама «Стояние на Угре» не дотягивает до совершенно феерической «Битвы под Москву»:

. она тоже жжет напалмом. Я приведу только несколько фрагментов, но и из них можно видеть, что батальной и исторической живописи у нас, по сути, нет, ведь Рыженко был лучшим.

Русский лагерь, понятное дело, весь вывалян в иконах и крестах:

Здесь надобно пояснить. Стояние на рыбе угорь происходило в 1480 году. В те дальние-дальние годы на Руси еще не было миллиона монастырей и миллиарда иконописцев. Это не 19, не 18, даже не 17 век. Иконы, в общем, были довольно редким явлением. Поэтому представить, что большую, хорошо написанную икону выволокут в поле, да так и оставят вот так торчать под крышечкой из двух досточек — невозможно. Павел Викторович, ничтоже сумняшеся, перенносит реалии 19-го, начала 20-го века на четыреста с лишним лет назад. Дальше — больше. Раз войско русское, православное, то в нем должны быть попы. Причем в количествах товарных. И мы видим совершенно феерическую картину:

Монах с рукой на перевязи! Господа, это 15-й век! Гипса нет! До Пирогова еще почти четыре века? Хрен ли монах у нас с раненой рукой на перевязи и в гипсе? Хрен ли он вообще в военном лагере? С кадилом, блеать, в правой руке? Он только что из боя? Он херачил этим кадилом татар? У нас тут что, Вархаммер 40000? Тогда почему он без пиломеча? Ах, вы говорите, что в 1480 году не было пиломечей. А варяги в 1480 году были?

Это предметный план диорамы. Здесь мы видим, как монах (положительно, русское войско наполовину состоит из клериков! Правда непонятно, почему тогда они не делают хил, не баффают войско и не ресурректят убитых) накрывает мертвого, которому он давал последнее упокоение. При этом он, наверняка, бормочет про себя: «И чего тебе, дураку, в Миклагарде не сиделось — и деньги, и уважение, и карьера! Поперся в 1480 год, дурила. » Кстати, за раненым попом виден воен с миндалевидным щитом. С большим миндалевидным щитом. В 1480 году.

Сразу за раненым монахом представлена батарея удивительных орудий, которые смотрят куда угодно, только не на противника:

Но тут уж пускай полыхает у Лобина, гы-гы-гы.

На фоне униженных мусульман мы видим, как воевода читает грамоту аж с ЧЕТЫРЬМЯ печатями:

Отсюда не видно, но в грамоте, несомненно, написано: «Х. ле ты напялил гусарский доспех второй половины семнадцатого века, уадмк в шапке? Ты е. анулся совсем? Где колонтарь? Где броня дощатая праотеческая?!»

Несколько перекошенная, зато крупным планом, часть картины, изображающая русских пушкарей.

На переднем плане русский молодой юноша пьет из братины. Конечно, раз русский — из чего же ему еще пить? Только из глиняной братины, которую войско привезло с собой в полевой лагерь. На заднем плане виден русский вояк с мушкетом королевы Анны (самый большой мушкет колониальной Америки длиной пять с половиной футов, из которых четыре с половиной приходились на ствол). Такой мушкет появится чуть менее, чем через триста лет, но разве это будет волновать художника, специализирующегося на исторической тематике, рисующего диораму по государственному заказу? Нерусский чувак одетый и постриженный по моде, которая наступит через сто пятьдесят лет, держась за копье, указывает куда-то полым стержнем (трубой малого диаметра), изготовленной хрен знает из чего и долженствующей изображать фуй знает что. Слева в козлАх стоят бердыш 17-го века и швейцарская алебарда 14-го века. Экелектика, ухле.

Помимо пушек-х. юшек и прочих мортир неимоверно доставляют русские шатры:

Художнику было невдомек пох. й на то, что «на весь бы мир одна наткала я полотна» — это сказка Пушкина, а в реальном 1480 году не могло быть туркестанских палаток. Шатер (круглый) — это принадлежность очень знатной знати, а русский воен прятался под собственным плащом.

Еще один доставляющий крупный план:

На нем, помимо очередного попа (нет, реально, там у них у всех должно быть +5 сопротивляемость к магии!) мы видим. Девочку! Несовершеннолетнюю девочку, йбнврт, в русском лагере 1480 года. БЛ-. -. -. -. ДЬ. Русские, конечно, похотливые, развращенные твари, но не настолько. Что за херня? Это ведь ИСТОРИЧЕСКОЕ мать его полотно! Пушка-х. шка, втиснувшаяся в кадр, должна вызвать пригорание стула не только у Лобина. И обратите внимание на небрежно брошенный в грязь шлем. Шлем, ха! Да у меня дядя на шлемовой фабрике работает, у него там этих шлемов — завались!

Ну вот серьезно, как можно было выдать такой ад? И ведь, что характерно, если начать говорить об этом людям, 99% заблекотит: «Да чо ты привязался, тоже мне, Рубо-х. юбо! Главное — это цвета! Композиторство, в смысле, композиция! Все равно никто не знает, как там было по-настоящему!» Угорь ох. евает, что на нем так стоят:

И ведь, повторяю, Рыженко был лучшим. Что придет на его место — просто страшно подумать. В заключение, еще одно полотно грандмастера, называется: «Судьба человека. 1941». Я ипал это искусство.

Источник: bigfatcat19.livejournal.com