Комментарий к повести “левша” лескова

Лесков “Левша”: как написать отзыв о прочитанном?

Отзыв о рассказе: что писать?

Чем интересен сказ?

Выводы, уроки для себя?

Сказ “Левша” мне очень понравился, ведь его автор, Николай Лесков, показал нам способности русского народа. Простые люди талантливы и трудолюбивы, и несмотря на препятствия, умеют добиваться своей цели.

Главный герой произведения – уникальный мастер из народа Левша, умудрившийся превзойти английских умельцев, которые создали танцующую блоху. Русский мастеровой не только подковал блоху, он еще и свое имя на подковках выписал.

Искусный мастер поразил меня не только своим непревзойденным талантом, но и патриотичностью. Даже будучи в Англии, он тосковал по родине и мечтал вернуться побыстрее домой. Никакие предложения англичан его не смогли остановить: он не соблазнился ни учебой, ни женитьбой на богатой англичанке. Левша мечтал донести до государя то, что ружья в Англии не чистят кирпичами, то есть он хотел привнести в свою страну новые идеи.

К сожалению, Левша умер, и мне было очень грустно читать о том, что он в последние свои часы был никому не нужен. Слова автора говорят нам о том, что он сочувствует своему герою.

В сказе поднимается проблема одаренных простых людей, часто не замечаемых властями. Думаю, что такая проблема актуальная и сегодня – многие изобретения не встречают поддержки у чиновников, хотя их внедрение могло бы способствовать укреплению страны и повышению её авторитета в мире.

В своем рассказе Лесков показал непростую судьбу простых, но очень мастеровитых и талантливых людей. Рассказ вызывает двоякие чувства, с одной сороны, восхищаешься мастерством таких людей, с другой, сочувствуешь им и понимаешь, что при жизни многие из них не получили должного вознаграждения за свои труды и не видели хорошей жизни.

Автор восхищается работой простых мастеров. Он ценит их труд и хочет побудить читателя поступать так же. Он понимает, что такие люди имели нелегкую судьбу. На примере одного человека он показал это. Замечательный мастер в итоге умирает в больнице для нищих. Даже перед своей смертью он пытается помочь государю и Родине. К сожалению, это никто не ценит. Так часто случается с искренними и талантливыми людьми, которые не только не получают награды, но и должного уважения, признания. Их труд не ценится.

Из рассказа я извлек важный урок: важно ценить труд всех людей. Нет малопочетной работы. Не стоит оценивать людей по их положению. Левша был простым человеком, но делал удивительную работу. К сожалению, его мастерство так и не было оценено. Он был патриотом и хотел работать на благо Родины. Он был отличным человеком, несмотря на то, что не получил особого образования.

Я прочитала сказ Николая Семеновича Лескова, повествующий о левше.

Как читатели, наверное, помнят, русский царь, посетивший Англию, восхищался умениями и талантами аглицких мастеров.

За бешеные деньги он приобрел заводную механическую блоху, которая выделывала всевозможные па.

Русские умельцы эту блоху сумели подковать. Один из мастеров, левша, был приглашен в Англию. Но его русская душа долго там не выдержала, и он вернулся в Петербург. Во время путешествия он сильно простудился и умер в больнице. Никто о нем особо не заботился, а вот он, находясь при смерти, все думал, как государю передать, что ружья кирпичом чистить нельзя.

Сказ оставил двоякое впечатление.

С одной стороны, земля русская полна талантами. С другой стороны, к этим талантам государство относится без должного уважения, условий для их развития не создает, и пропадают эти талантливые люди порою ни за грош, часто никому ненужные и всеми забытые, несмотря на все свои заслуги перед государством.

Это произведение Лескова уже классика такого русского литературного направления, как сказ, где реальность переплетена с вымыслом, подлинные имена с придуманными, но все это задумано автором для одной цели – более правдоподобно раскрыть реальность.

Сказ не зря поставлен в основную программу обучения, ведь мы знакомимся с жизнью и делами простого народа того времени, с царской властью. Главной темой произведения является патриотизм к Отчизне и то что жители России ни чем не хуже жителей Европы, как по умению, так и по сноровке.

Этот сказ интересен как раз манерой изложения, фактами. Мы видим, что русские цари очень часто были несправедливы в оценке своего народа, его деловых качеств. Конечно смерть Левши показывает, что простому человеку, пусть даже талантливому, жить было очень не просто, но даже в таких по этому произведению можно сделать такой:

  • Чтобы любить свое Отечество, не нужно богатство и эта любовь находится в человеческом сердце и мыслях.
  • Нужно ценить свой народ и помогать талантливым людям в их работе.

Повесть Николая Лескова была опубликована в 1881 году, будучи напечатанной в журнале “Русь”. Это неимоверно занимательное произведение, которое находит отклик в душе любого человека.

Сам автор называет сказом, который описывает следующие события.

Александр I, будучи в Англии, с интересом рассматривает изделия мастеров и восхищается ими. Он возвращается с трофеем – металлической блохой, которая умеет танцевать. Когда на престол заступает Николай Павлович, то ему попадается эта ручная работа. Казак Платов, который в путешествии сопровождал императора, докладывает Николаю I, что это за вещица. Государь желает удивить английских мастеров еще более искусным и утонченным мастерством. Он поручает Платову отдать блоху тульским работникам, чтобы сделали нечто, способное удивить англичан. Левша и другие двое мастеров подковали блоху. Николай Павлович поручает Левше в Англии представить изделие, где подкованную стальную блоху принимают с успехом, а Левшу просят остаться. Но он очень любит родную землю и желает вернуться. На обратной дороге по морю Левша с новым приятелем много выпивают. Его знакомый быстро приходит в себя, так как за ним ухаживают. А Левшу, ослабшего здоровьем, не принимают без документа (без тугамента) и отправляют уже в самый бедный госпиталь, где умирает герой и открывает врачу важное наблюдение, которое просит передать императору.

Повесть занимательная, в ней идет повествование о талантливых людях на Руси, как Левша, который всей душой привязан к родине. Не может не волновать история Левши, которого забывают высшие чины, оставляя умирать. Ярко звучит тема патриотизма, любви к родине, а также социального неравенства.

Произведение поучительное, трогательное, доброе. Мне понравилась повесть, она вызывает сочувствие к людям, учит, что все одинаковы, будь человек государь или простой мастер, умелец, главное смотреть на человека не по тому, какой статус занимает, а по тому, каков он изнутри.

Интересное и доброе произведение. История Левши вызывает сочувствие. Очень жаль, что часто невнимательно и небрежно относятся к тем, кто честно трудятся, многое умеют, достойны уважения.

Душевное и чуткое произведение, легко читается, дает представить, как жили раньше на Руси.

Желательно ознакомиться каждому для себя с повестью.

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Рассказ Николая Лескова “Левша”: отзыв, содержание, главные герои

Произведения русской литературы конца XIX столетия нередко поднимали тему патриотизма. Необходимость бережно относиться к талантам, которые облагораживают лицо России в лице других государств, показал в своей повести “Левша” Н. С. Лесков. Свое творение писатель нарек “сказом”. Полное название произведения звучит:”Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе”. Никто из русских писателей не смог так точно описать мастерство отечественных ремесленников.

Как создавалось произведение

Лескова называют самым народным писателем страны. Николай Сергеевич – яркая и незаурядная фигура в русской литературе. Он обладал необыкновенной чуткостью и неподдельным интересом к природе и миру всего национального. Образам Лескова присуща четко выраженная национальная характерность. Во многих произведениях автора, в том числе и “Левше”, чувствуется повышенный интерес к проблеме национального характера.

Первая публикация рассказа Н. С. Лескова “Левша” состоялась в октябре 1881 года в журнале “Русь”. За основу своего сказа автор взял народную прибаутку о том, что англичане сделали блоху, а русские смогли ее подковать и отослать обратно. Из воспоминаний сына Лескова известно, что отец однажды гостил летом у оружейного мастера в Сестрорецке. Именно там писателю объяснили значение прибаутки о блохе. А рассказал ему о ней один служащий местного оружейного завода.

Читайте также:  Ловля крота кротоловкой

Предисловие к рассказу начинается с информации о том, что Лесков взял эту легенду у оружейников. Некоторые писатели использовали такой прием в своих творениях, чтобы придать повествованию особую достоверность. Но это всего лишь прием. На самом деле Лесков является подлинным автором, а не пересказчиком истории.

Главные герои “Левши” Лескова

Сюжет произведения включает в себя реальные и вымышленные события. Так и главные герои “Левши” делятся на реально существовавших в истории личностей и придуманных писателем. Среди подлинных героев – Александр I и Николай I (российские императоры). Очень ярким образом является генерал кавалерии, атаман Донского казачьего войска – Матвей Иванович Платов. Среди реальных персонажей – граф и военный министр А. И. Чернышев, тайный советник и доктор медицины М. Д. Сольский (Мартын-Сольский), государственный канцлер, граф К. В. Несельроде (Кисельвроде).

Основным вымышленным персонажем выступает сам Левша. Он был мастером оружейных дел и имел одну особенность – работал левой рукой. Так его и прозвали Левшой. Профессия оружейника ему была по душе. Имя Левша является нарицательным, так в некоторых произведениях именовались праведники, отрекшиеся от всего и многим пожертвовавшие.

Краткий пересказ “Левши”

По жанру произведение является повестью, потому что повествование занимает довольно большой пласт времени. Автор сам назвал его сказом, то есть рассказом, для выделения особой “сказительной” манеры повествования. Предоставляем краткий пересказ “Левши” Лескова.

События в повести начинаются в период правления Александра I. В 1815 году император путешествовал по Европе. Заглянул он и в Англию. Сопровождал царя генерал Платов. Англичане продемонстрировали императору одну диковинку – миниатюрную блоху из стали, которая танцевала. Рассмотреть движения блохи можно было только в микроскоп. Английские мастера подарили миниатюру Александру I, и он привез ее в Петербург. Царь воспринял этот подарок, как демонстрацию превосходства европейских мастеров над русскими.

Содержание “Левши” повествует, что после смерти Александра I на престол взошел Николай I. Неожиданно в его апартаментах обнаружилась танцующая блоха. Генерал Платов объяснил царю, в чем смысл “нимфозории”. Искусство английских механиков восхитило всех во дворце, но Платов заверил, что местные мастера могут еще не то. Государь дал указ Платову посетить Тулу, которая славилась оружейными заводами. Среди тульских мастеров нужно было отыскать того, кто смог бы превзойти в умении англичан.

В Туле Платову предоставили трех самых мастеровитых оружейников, среди которых был и Левша. По профессии Левша был мастером-оружейником. Генерал показал ремесленникам “нимфозорию”, и попросил сделать что-то такое, что бы превзошло по мастерству англичан. Через некоторое время Левшу с его работой забрали в Петербург. Государь под микроскопом увидел, что тульские умельцы смогли подковать ту же крохотную английскую блоху. Левшу наградили за его умение.

Чтобы продемонстрировать англичанам талант тульских мастеров, государь отослал Левшу с блохой в Англию. Там очень удивились работе туляков, которые изготовили крохотные подковки. Левшу поводили по местным оружейным заводам и предложили остаться там в качестве мастера. Левша не принял предложение и отправился домой.

На английских заводах мастер увидел, каким образом англичане чистят оружейные стволы. Ему стало досадно, что в России еще до такого не додумались. Левша затосковал и всю дорогу пил. С одним из своих английских друзей, “полшкипером”, он поспорил, кто кого перепьет. Это привело к неожиданной смерти героя сразу после приезда в Россию. Перед смертью он доносит генералам секрет чистки ружей, что было очень важно для России в те нелегкие годы. Но его подсказкой так никто и не воспользовался.

Анализ повести

Произведение Н. С. Лескова “Левша” имеет повествовательные и жанровые особенности. Читатель воспринимает его рассказом, основанным на легенде. Он содержит элементы сказочности и фантазийности. С русскими народными сказками его роднит использование магического числа “три”. Государь сначала спрятал блоху в орешек, затем – в табакерку, и только в конце – дорожную шкатулку. Сразу вспоминаются сказки о Кощее, который прятал свою смерть в виде иглы, или о героях, которым нужно было выполнить три задания.

Стоит затронуть идейную тему рассказа – сравнение настоящего патриотизма героя из народа с тщеславными персонажами из высшего общества, в том числе и царей. Левша относится к своему отечеству со всей самоотверженностью. Правители только гордятся достижениями других, но сами ничего не делают для улучшения страны. Такое иждивенческое отношение и привело к тому, что в конце повести страна потеряла талантливейшего ремесленника.

Образ Левши

Образ Левши поставлен в ряд с другими праведниками, созданными Лесковым. Из отзывов о “Левше” понятно, что он пожертвовал собой во имя общего дела, ради своей страны. Этот персонаж является истинным патриотом, одаренным от рождения, очень нравственным и религиозным. Даже перед смертью он заботится об интересах отечества и передает военную тайну англичан, чтобы повысить военную боеспособность русской армии.

Отзывы о “Левше” доказывают, что читатели сочувствуют герою, равно как и автор, который комментирует события с особой горечью. Именно такой народный персонаж, как Левша, являлся для писателя положительным героем того времени.

Прототип главного героя

У любимого народного персонажа был прототип. Им считают оружейника А. М. Сурнина. Именно его в начале XIX века отправляли в Англию учиться мастерству. Там он работал на лучших заводах, был помощником владельца. По возвращении домой он обучил много местных ремесленников, внедрил новые разработки.

Главная мысль произведения

Россия всегда славилась народным промыслом, но талант и мастерство русских умельцев никто не ценил, а их жизнь ничего не стоила. Многие мастера создавали шедевры, а их имена пропадали бесславно в истории. Главной мыслью “Левши” Лескова является призыв к ценности таланта и труда людей, которые положили много усилий во славу своей страны. Автор показывает, что такие мастера достойны заботы от своего государства.

“Левша” на экране

Повесть Лескова заслуживает того, чтобы над ней работали кинематографисты и мультипликаторы. Главным ее достоинством является то, что она легко воспринимается как взрослыми, так и детьми. Ведь рассказ включен в школьную программу 6 класса. В 1986 году режиссер Сергей Овчаров снял одноименный фильм-сказку, где играли многие знаменитые актеры. А до этого (в 1964 году) вышел мультипликационный фильм “Левша” режиссера Ивана Иванова-Вано, который с удовольствием смотрят ребятишки.

Отзывы читателей

Отзывы о “Левше” свидетельствуют о популярности и актуальности произведения. Соотечественникам нравится главная идея произведения, заключающаяся в том, что “англичане сделали блоху, а русские ее подковали”. Книга наполняет многих читателей гордостью за свою страну и любовью к Родине.

Многих поражает необычный каламбурный язык повествования Лескова. Отзывы о “Левше” доказывают, что рассказ погружает людей в эпоху императоров и простолюдинов, дает возможность рассмотреть отношения народа и знати. Некоторые переполняются гордостью за самородков, которых взращивает русская земля.

Источник: www.syl.ru

Комментарий к повести “левша” лескова

Ажидация — соединение существительных: «ажитация» (волнение, возбуждение — от франц. agitation) и «ожидание»

Безрассудок — соединение слов «предрассудок» и «безрассудство»

Буреметр — вместо «барометра»; соединение слов «мерить бурю»

Буфта — вместо «бухта»: созвучно со словом «муфта»

Бюстры — соединение слов «бюсты» и «люстры»

Вавилоны — извилистые узоры, вычуры

Валдахин — вместо «балдахин»

Верояция — вместо «вариация» (форма классического или характерного танца, построенная на прыжковых или пальцевых движениях, длящаяся одну-две минуты)

Грандеву — вместо «рандеву» (франц. rendez-vous — любовное свидание); объединение со словом «грандиозный»

Казамат — каземат (одиночная камера в крепости)

Канделабрия — вместо «Калабрия» (Калабрия — полуостров в Италии); соединено со словом «канделябр» (подставка для свечей)

Керамида — вместо «пирамида»; соединение слов «керамика» и «пирамида»

Кизлярка — виноградная водка невысокого качества, вырабатывавшаяся в городе Кизляре на Кавказе

Кунсткамера — собрание редкостей, музей

Мантон — вместо «манто»; соединение слов «манто» и «балахон»

Мелкоскоп — вместо «микроскоп»; соединение слов «микроскоп» и «мелкий»

Мерблюзьи — вместо «верблюжьи»; соединение слов «мерзнуть» и «верблюжьи»

Непромокабль — вместо «непромокаемый плащ»; соединение «непромокаемый» с окончанием французского прилагательного

Нимфозория — вместо «имфузория»; соединение слов «инфузория» и «нимфа»

Ногавочки — вместо «носки»; соединение «носочки» и «ноги»

Читайте также:  Видео рыбалка на фидер ловля леща осенью

Озямчик — «азям», крестьянская верхняя долгополая одежда

Парей — вместо «пари»; (ассоциация с «лук парей»)

Перламут — вместо «перламутр»

Пистоля — соединение слов «пистолет» и «пуля»

Плис — хлопчатобумажная ткань, похожая на бархат

Полшкипер — вместо «подшкипер» — помощник шкипера, «наполовину шкипер»

Пубель — очевидно, вместо «пудель»

Публицейские — соединение слов «публичные» и «полицейские»

С бойлом — «с боем», с побоями

Свистовые — соединение слов «вестовые» и «свист»

Симфон —соединение слов «сифон» (бутылка с краном для газированной или минеральной воды) и «симфония»

Складень — складная икона, писанная на двух или трех створках (от «складывать»)

Студинг — соединение английского слова «пудинг» с русским «студень»

Тальма — длинная накидка без рукавов

Тугамент — вместо «документ» (тугой документ)

Укушетка — вместо «кушетка»; ставится у чего-либо

Форейтор — верховой кучер на передней лошади при запряжке цугом

Цейгауз – военный вещевой склад

Шабаш —здесь: «конец»

Грабоватый — вместо «горбатый»

Гроботочивый — вместо «мироточивый», источающий благовонную жидкость

Двухсестная — соединение слов «двухместная» и «сесть»

Камнесеченная — «высеченная из камня»

Противная (аптека) — то есть «из аптеки напротив»

Твердиземное море — вместо «Средиземное»; соединение слов «Твёрдое» и «Средиземное»

Аболон полведерский — вместо «Аполлон Бельведерский»

Благородным бы сделал — «благородный» — здесь в значении «дворянин», т.е. «сделать дворянином»

Венский совет — Венский конгресс 1814-1815 гг., завершивший войны с Наполеоном и установивший новые границы в Европе

Бобринского завода — рафинадный завод графа А. А. Бобринского

Дансе танцевать — Danser (франц.) — «танцевать»; здесь в значении « исполнения какой-то танцевальной формы»

Два девяносто вёрст — два раза по девяносто, то есть «180 вёрст»

Дванадесять язык — «двенадцать языков», то есть нашествие наполеоновской армии, состоявшей не только из французов

Долбица умножения — «долбица» — соединение слов «таблица» и «долбить» (вдалбливать в голову таблицу умножения)

Жуков табак — В 20—50-е годы большой популярностью пользовались трубочные табаки петербургской фабрики Василия Жукова

И боготворные иконы и гроботочивые главы и мощи — вместо «и чудотворные иконы я мироточивые главы и мощи», т.е. «сотворенные Богом» и «источаемые гробами», так как святые – это умершие

Корешковая трубка — трубка, «выточенная из корня дерева»

Курица с рысью — вместо «курица с рисом», «рис» – такое же редкое и диковинное блюдо, как и рысь – редкий и диковинный зверь

Междоусобные разговоры — здесь в смысле «разговоры между собой»

Мортимерово ружье — Г. В. Мортимер — английский оружейник конца XVIII века

На святом Афоне — Афон — полуостров в Греции, на котором было множество монастырей и скитов, в том числе русских

На холодном парате — парат — вероятно, вместо «парадное крыльцо»

Обухвинская больница — вместо «Обуховская больница для бедных»

Под презент сядет — презент (подарок), здесь вместо «брезент»

Плезирная трубка (франц. plaisir — удовольствие) — здесь вместо «клистирная трубка»

Потная спираль сделалась — «спираль» здесь существительное, образованное от глагола «спирать» («потная спираль» — «спертый от пота воздух»)

Сахар молво — В 10—20-х годах XIX века в Петербурге был сахарный завод «коммерции советника и кавалера» Я. Н. Мольво

Часы с трепетиром — трепетир — соединение слов: «репетир» (механизм в карманных часах, отбивающий время при нажатии особой пружины) и «трепетать»

Источник: www.sites.google.com

Детский час

для детей и родителей

Отзыв о повести Н.Лескова «Левша»

Полное название этой повести – «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Главный герой повести – скромный мастер из города Тулы, который вместе с товарищами сумел показать всему миру, что русские умельцы – самые искусные в мире. Начинается повесть с того, что император Александр Павлович совершает заграничную поездку и в каждом государстве ему показывают разные диковинные вещи. А императора всюду сопровождал казак Платов, которому не нравилось, что государь иноземными диковинками восхищается. Платов считал, что в России мастера не хуже иноземных, а даже и лучше.

Случай помог Платову это доказать. Англичане продемонстрировали Александру Павловичу пистолет неизвестного мастера, который очень понравился русскому царю. И тут Платов неожиданно достал отвертку, умело разобрал пистолет и показал царю, что внутри есть надпись о том, что пистолет этот сделан в городе Тула русским мастером.

Но англичан эта история не смутила и на следующий день они показали царю необыкновенную механическую блоху, которая была размером с соринку, но заводилась крохотным ключиком и умела танцевать. Царю диковинка так понравилась, что он купил ее за большие деньги и привез в Россию.

После смерти Александра Павловича на престол взошел его брат, Николай Павлович. Однажды ему в руки попала шкатулка с английской блохой. Сначала царь не понял, зачем обычная блоха в драгоценной шкатулке хранится, но позднее выяснилось, что блоха механическая. Стал царь думать, что бы такое придумать, чтобы англичанам нос утереть. Явился к нему тогда казак Платов, что уже старым был и посоветовал блоху тульским мастерам передать, а они уже что-нибудь придумают.

Царь и поручил Платову ехать в Тулу. В Туле старый казак показал блоху мастерам, и трое из них, один из которых левшой был, взялись английскую работу превзойти. Две недели они, запершись, стучали и колотили в домике Левши. А когда закончили работу, то вынесли блоху к Платову. Тот увидел, что ничего не изменилось, рассердился на мастеров. Те, в свою очередь обиделись и не стали рассказывать, что они с блохой сделали. Сказали, что пусть царь сам посмотрит.

Платов взял с собой шкатулку с блохой и мастера-левшу прихватил и поехал к царю. Вручил ему шкатулку и повинился, что тульские мастера ничего с ней сделать не смогли. Но царь в это не поверил и велел принести сильный микроскоп. И через него тоже ничего нового усмотреть не удалось. Тогда позвали к царю Левшу, а тот сказал, чтобы у блохи каждую ногу внимательно посмотрели. И тут царь рассмотрел, что все ноги у блохи подкованы, и на каждой подковке имя мастера стоит. Царь тогда обрадовался , Левшу расцеловал и спросил, на которой подковке его имя указано? На что Левша скромно ответил, что его имени на подковках нет, потому что он гвоздики ковал, которыми подковки к ногам блохи прибивали. Еще больше удивился царь мастерству тульских умельцев.

А блоху назад к англичанам отправили, чтобы те сами посмотрели, что с ней русские мастера сделать смогли. А вместе с блохой и Левша отправился в далекую страну, чтобы лично англичанам блоху показать и чтобы в Англии знали, какие мастера живут в России.

Таково краткое содержание повести.

Главный смысл повести «Левша» состоит в том, что «знай наших»! Золотые руки у русских мастеров! Русские умельцы ради престижа родного государства способны совершить любые чудеса и даже подковать заграничную механическую блоху.

Повесть Н.Лескова «Левша» учит не бояться трудностей и не пасовать перед, казалось бы, неразрешимыми задачами. Любую, самую немыслимую работу можно успешно сделать, если проявить настойчивость и русскую смекалку.

В повести мне понравился главный герой, тульский мастер Левша. Он оказался очень скромным и не стал ставить свое имя на подковках, потому что «всего лишь» ковал гвоздики для этих подковок. А ведь такая работа еще сложнее, чем сделать сами подковки для крохотной блохи.

Какие пословицы подходят к повести «Левша»?

По работе и мастера знать.
Иногда не нужен ученый, а нужен смышленый.
Каков мастер, такова и работа.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник: detskiychas.ru

Анализ произведения «Левша» (Н. С. Лесков)

Автор: Guru · 24.07.2018

«Левша» — трогательная история о мастере, всю свою жизнь посвятившем работе на благо родины. Лесков создаёт множество литературных образов, живущих и действующих в обстановке давно минувших дней.

История создания

В 1881 году в журнале «Русь» публикуется «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе». Позже автор включит произведение в сборник «Праведники».

Вымышленное и действительное переплетаются в едином целом. В основу сюжета положены правдивые события, позволяющие адекватно воспринимать описанные в произведении характеры.

Читайте также:  Зимняя ловля щуки на балансир

Так, император Александр I, сопровождаемый казаком Матвеем Платовым, действительно посещал Англию. В соответствии с его саном ему были оказаны должные почести.

Правдивая история Левши разворачивалась в 1785 году, когда два тульских оружейника, Сурнин и Леонтьев, по распоряжению императора отправляются в Англию с целью ознакомления с оружейным производством. Сурнин неутомим в приобретении новых знаний, а Леонтьев «погружается» в беспорядочную жизнь и «теряется» на чужбине. Спустя семь лет первый мастер возвращается домой, в Россию, и внедряет новшества с целью усовершенствования оружейного производства.

Считается, что мастер Сурнин является прототипом главного героя произведения.

Лесков широко использует фольклорный пласт. Так, фельетон о чудо-мастере Илье Юницыне, создающем крохотные замочки, по размеру не превышающие блохи, положен в основу образа Левши.

Реальный исторический материал гармонично встраивается в повествование.

Жанр, направление

По поводу жанровой принадлежности существуют разночтения. Одни авторы отдают предпочтение повести, другие – сказу. Что касается Н. С. Лескова, он настаивает, чтобы произведение определялось как сказ.

«Левшу» также характеризуют как «оружейную» или «цеховую» легенду, которая сложилась среди людей данной профессии.

По словам Николая Семеновича, истоком сказа является «баснословие», услышанное им в 1878 году от какого-то оружейного мастера в Сестрорецке. Легенда стала той отправной точкой, которая легла в основу замысла книги.

Любовь писателя к народу, восхищение его талантами, смекалкой нашло своё воплощение в рельефных персонажах. Произведение насыщено элементами волшебной сказки, крылатыми словами и выражениями, фольклорной сатирой.

Сюжет книги заставляет задумываться о том, может ли Россия по достоинству оценить своих талантов. Основные события произведения явно указывают на то, что и власть, чернь одинаково слепы и равнодушны по отношению к мастерам своего дела. Государь Александр I посещает Англию. Ему показывают изумительную работу «аглицких» мастеров — танцующую металлическую блоху. Он приобретает «диковину» и привозит её в Россию. На некоторое время о «нимфозории» забывают. Затем «шедевром» англичан заинтересовался император Николай I. Он отправляет к тульским оружейникам генерала Платова.

В Туле «мужественный старик» приказывает трем мастерам сделать что-нибудь более искусное, нежели «аглицкая» блоха. Умельцы благодарят его за государево доверие и приступают к работе.

Спустя две недели приехавший за готовым изделием Платов, не разобравшись, что именно сделали оружейники, хватает Левшу и везет его во дворец к царю. Представ перед Николаем Павловичем, Левша показывает, какую работу они выполнили. Оказалось, что оружейники подковали «аглицкую» блоху. Император счастлив, что русские молодцы его не подвели.

Затем следует распоряжение государя отослать блоху обратно в Англию, дабы продемонстрировать мастерство русских оружейников. Левша сопровождает «нимфозорию». Англичане радушно его принимают. Заинтересовавшись его талантом, делают все возможное, чтобы русский умелец остался на чужбине. Но Левша отказывается. Он тоскует по родине и просит отправить его домой. Англичанам жалко его отпускать, но силой не удержишь.

На корабле мастер знакомится с полшкипером, говорящим по-русски. Знакомство заканчивается попойкой. В Петербурге полшкипера отправляют в госпиталь для иностранцев, а Левшу, больного, заключают в «холодный квартал» и обворовывают. Позже привозят умирать в простонародную Обуховскую больницу. Левша, доживая последние часы, просит доктора Мартын-Сольского сообщить государю важную информацию. Но до Николая I она не доходит, так как граф Чернышев слушать ничего об этом не желает. Вот, о чем говорится в произведении.

Главные герои и их характеристика

Темы и проблемы

  1. Тема русских талантов проходит красной нитью через все творчество Лескова. Левша без каких-либо стекольных увеличителей смог сделать маленькие гвоздики, чтобы с их помощью прибить подковы металлической блохе. Его фантазии нет предела. Но дело не только в таланте. Тульские оружейники – труженики, не умеющие отдыхать. Своим усердием они создают не только диковинные изделия, но и неповторимый национальный код, который передается из поколения в поколение.
  2. Тема патриотизма глубоко волновала Лескова. Умирая на холодном полу в больничном коридоре, Левша думает об отчизне. Он просит доктора найти возможность сообщить государю, что ружья чистить кирпичом нельзя, так как следствием этого станет их непригодность. Мартын-Сольский пытается передать военному министру, Чернышеву, данную информацию, но всё оказывается безрезультатным. До государя слова мастера не доходят, чистка же ружей продолжается до самой Крымской кампании. Возмутительно это непростительное пренебрежение царских чиновников к народу и к своему отечеству!
  3. Трагическая судьба Левши – отражение проблемы социальной несправедливости в России. Сказ Лескова носит одновременно и веселый, и печальный характер. Увлекает повествование о том, как тульские мастера подковывают блоху, демонстрируя самозабвенное отношение к труду. Параллельно с этим звучат серьезные размышления автора о непростых судьбах гениальных выходцев из народа. Проблема отношения к народным умельцам на родине и на чужбине волнует писателя. В Англии Левшу уважают, предлагают ему прекрасные условия для работы, а также стараются его заинтересовать различными диковинками. В России же он сталкивается с равнодушием и жестокостью.
  4. Проблема любви к родным местам, к родной природе. Родной уголок земли особенно дорог человеку. Воспоминания о нем пленяют душу и дают энергию для создания чего-то прекрасного. Многих, как и Левшу, тянет к отчизне, так как никакие иноземные блага не смогут заменить родительскую любовь, атмосферу отчего дома и искренность верных товарищей.
  5. Проблема отношения талантливых людей к труду. Мастера одержимы поиском новых идей. Это труженики, фанатично увлеченные своим делом. Многие из них «сгорают» на работе, так как на реализацию задуманного отдают всего себя без остатка.
  6. Проблематика власти. В чём проявляется истинная сила человека? Представители власти позволяют себе по отношению к простым людям выходить за рамки «дозволенного», кричать на них, пускать в ход кулаки. Народные умельцы со спокойным достоинством выдерживают подобное отношение господ. Истинная сила человека в уравновешенности и стойкости характера, а не в проявлении несдержанности и душевном обеднении. Лесков не может остаться в стороне от проблемы бессердечного отношения к людям, их бесправия и угнетения. Почему по отношению к народу применяется столько жестокости? Неужели он не заслуживает гуманного отношения? Бедного Левшу безразлично бросают умирать на холодном больничном полу, не сделав ничего, что могло бы ему хоть как-то помочь выкарабкаться из крепких уз болезни.

Главная мысль

Левша – символ талантливости русского народа. Еще один яркий образ из галереи «праведников» Лескова. Как бы ни было тяжело, праведник всегда выполняет обещанное, до последней капли отдает себя отечеству, ничего не требуя взамен. Любовь к родной земле, к государю творит чудеса и заставляет поверить в невозможное. Праведники возвышаются над чертою простой нравственности и бескорыстно делают добро – в этом их нравственная идея, их основная мысль.

Многие государственные деятели этого не ценят, но в памяти народа всегда остаются примеры самоотверженного поведения и искренних, бескорыстных поступков тех людей, которые жили не ради себя, а ради славы и благополучия своего Отечества. Смысл их жизни – в процветании Отчизны.

Особенности

Собрав воедино яркие вспышки народного юмора и народной мудрости, создатель «Сказа» написал художественное произведение, отразившее целую эпоху русской жизни.

Местами в «Левше» сложно определить, где заканчивается добро и начинается зло. В этом проявляется «коварство» стиля писателя. Он создает характеры подчас противоречивые, несущие в себе положительные и отрицательные черты. Так, мужественный старик Платов, являясь натурой героической, мог ни за что поднять руку на «маленького» человека.

Тонкая авторская ирония звучит в адрес монархов и их окружения.

«Волшебник слова» — так назвал Горький Лескова после прочтения книги. Народный язык героев произведения – их яркая и точная характеристика. Речь каждого персонажа образная и самобытная. Она существует в унисон с его характером, помогая понять персонажа, его поступки. Русскому человеку свойственна изобретательность, поэтому он придумывает необычные неологизмы в духе «народной этимологии»: «пустяковина», «бюстры», «потюкивают», «валдахин», «мелкоскоп», «нимфозория» и т. д.

Чему учит?

Н. С. Лесков учит справедливому отношению к людям. Все равны перед Богом. Нужно судить о каждом человеке не по его социальной принадлежности, а по христианским поступкам и душевным качествам.

Только тогда можно найти бриллиант, светящийся праведными лучами тепла и искренности.

Источник: literaguru.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector