В каком году лесков написал левшу

История создания “Левши” Лескова: интересные факты о написании и публикации

Поездка Левши в Англию.
Художники Кукрыниксы

“Левша”, или “Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе” – одно из самых известных произведений талантливого русского писателя Н. С. Лескова.

История создания “Левши” Лескова: интересные факты о написании и публикации

Здесь, в Сестрорецке, писатель обсуждал со знакомыми известную прибаутку об английской стальной блохе, которую тульские мастера подковали и отослали обратно. Судя по всему, уже тогда у Лескова зародилась мысль написать произведение на основе этой прибаутки.

Работа над повестью

По словам самого Лескова, повесть “Левша” была написана им в мае 1881 года. Изначально некоторые критики приняли “Левшу” негативно и обвинили Лескова в копировании известных сюжетов и т.д.

На самом деле повесть “Левша” – это литературный вымысел, основанный на прибаутке о стальной блохе. Мастер Левша также является вымышленным персонажем. Сам Лесков писал об этом следующее:

“. я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и левша есть лицо мною выдуманное. ” (Н. С. Лесков, заметка “О русском левше (Литературное объяснение)”)

Впервые повесть “Левша” была издана отдельной книгой под названием “Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)” в 1882 году. В этом издании Лесков внес небольшие добавления в текст, сделав рассказ более сатирическим и острым.

В 1894 году произведение снова вышло отдельным изданием под заголовком “Стальная блоха. Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)”.

Любопытно, что у повести “Левша” изначально имелось предисловие, которые было напечатано только дважды – в 1882 и 1884 годах. Затем Лесков убрал его из текста повести.

Вот как выглядело это “вырезанное” предисловие:

“Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест.

Во всяким случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму.

Я записал эту легенду в Cecтрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку ещё в царствование императора Александра I. Рассказчик два года тому назад был ещё в добрых силах и в свежей памяти: он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил “по старой вере”, читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением”.

Источник: www.literaturus.ru

История создания повести “Левша” Лескова: история написания и публикации

Меню статьи:

Имя Николая Лескова всегда было на слуху. Его талант не вызывал сомнений, но резкость выражений часто подрывала репутацию. Пожалуй, как раз последнему факту Лесков и обязан множеством сюжетов для своих произведений – его часто отправляли в длительные командировки (во избежание развития дальнейшего конфликта), где он имел возможность общаться с людьми разного достатка и рода деятельности, узнавать новое о жизни русского народа, а потом это применять в своей литературной деятельности.

Идея написания повести

Бесспорно, что повесть «Левша», или «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» – одна из самых известных работ Лескова. Некоторые фразы из текста стали распространенными и известными даже никогда не читавшими эту повесть.

Идея написания повести у Лескова возникла неожиданно. В 1878 году Николай Семенович посетил Н.Е. Болонина в Сестрорецке и провел у него на даче все лето. Сам же полковник был служащим оружейного завода. Предположительно там же Лесков и услышал прибаутку об умелом мастере.

Прототип Левши

Общепринято считать прототипом умелого мастера из Тулы Алексея Михайловича Сурнина. Его отправили в Англию в целях обучения и овладения навыками работы местных мастеров. Сурнин успешно справился с поставленной задачей – он проработал на одном из ведущих заводов несколько лет, а потом вернулся на Родину, где удачно воплотил свои знания для обучения работников и внедрения в производство новых инструментов.

Работа над повестью

Николай Семенович не приступил тот час же к написанию повести – некоторое время он вынашивал в мыслях этот замысел, и только в мае 1881 года работа над текстом повести была закончена.

Лесков взял за основу услышанную им несколько лет назад прибаутку, но расширил ее и внес в сюжет новые элементы. Таким образом текст повести в конечном итоге принял вид симбиоза реального и выдуманного.

Публикации «Левши»

Иван Аксаков в 1881 году открыл новую газету «Русь» и обратился к Лескову с просьбой прислать ему для публикации свою работу. Аксаков прекрасно знал о репутации Лескова, но ему нужно было привлечь читателей, зарекомендовать себя в роли издателя, поэтому он все же рискует и планирует публикацию работы Лескова.

Николай Семенович пишет повесть «Левша». Он вместе с предисловием отвозит повесть в Москву и оставляет Аксакову. Текст повести был разбит на три части и успешно опубликован в 49, 50 и 51 номерах «Руси» под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)».

Отдельным изданием повесть увидела в свет в 1882 году. Лесков несколько отредактировал текст повести, привнеся в сюжет больше сатиры.

Читайте также:  Телескопическая удочка с большим тестом


Следующее издание повести повторилось спустя 12 лет – в 1894 году. Незначительные изменения коснулись в этот раз названия повести – они выглядело так: «Стальная блоха. Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)».

Роль предисловия и причины отказа от него

Первые публикации повести были сопровождены предисловием. В нем Лесков рассказывал о том, что ему довелось услышать некое «баснословие» о талантливом мастере, сумевшим подковать блоху. Сказать, где точно возникла такая прибаутка, он не может, но сужает круг возникновения до трех населенных пунктов: Тула, Ижма, Сестрорецк.

Николай Семенович обращает внимание читателей на том, что не важно место возникновения рассказа, важна сама суть: русские мастера – талантливые люди, они могут конкурировать в умении с английскими мастерами и даже быть успешнее их.

Это предисловие сыграло злую шутку с Лесковым. Большинство читателей восприняли его работу как пересказ услышанного. На самом же деле, сказание о мастере стало только основой для сюжета – Лесков значительно расширил границы «баснословия» и внес свои элементы в текст.

Именно поэтому, в дальнейших публикациях Николай Семенович отказывается от размещения предисловия.

Таким образом, работа над повестью «Левша» или «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» длилась продолжительное время – первые публикации не принесли желаемого результата, но после отказа от предисловия ситуация стала значительно меняться. Повесть имеет в своей основе как реальные факты, так и выдуманные события. Исходя из такой позиции, ее нельзя расценивать как фиксацию фольклора – это самостоятельное литературное произведение.

Источник: r-book.club

История создания повести Левша Лескова (история написания и публикации)

Николай Лесков – знаменитый писатель, публицист и мемуарист, имя которого всегда было на слуху. Именно Лескова называли самым русским из всех писателей, его талант описывать жизнь русского человека именно такой, какая она есть принесло ему известность. Талантливый писатель, но с опасной репутацией, из-за резкости своих выражений. В связи с такой репутацией его регулярно отправляли в командировки, где писатель встречался с людьми разных сословий и степени богатства, видел жизнь русского народа, и применял в своих произведениях.

Иван Аксаков в январе 1881 года, только что создавший в Москве газету “Русь”, обращается к Николаю Семёновичу с просьбой написать нечто беллетристическое.

Идея написать повесть на эту тему появилось внезапно. В 1878 году в Сестрорецке, где проводил на даче лето у полковника, служащем на оружейном заводе. Вероятно, там он узнал прибаутку о мастере. Алексея Сурнина принято считать прототипом Левши, учившегося в Англии, и овладевшим навыками тамошних мастеров.

Работа над произведением началась не сразу. Идея долго вынашивалась, и в итоге появилось произведение, состоящее из услышанной прибаутки и множества новых элементов.

После печати в «Руси», было ещё одно издание в 1882 году, когда текст был отредактирован, в сюжет добавлено больше сатиры. Ещё одно издание, с небольшими переменами в названии было в 1894 году.

Изначально у повести было предисловие, в котором автор, как до этого Пушки и Гоголь, использовал приём, в котором писал, что использовал известную среди оружейников легенду. Предполагалось, что это придаст произведению большую достоверность.

Но с этим предисловием многое пошло не так. Многие читатели восприняли эту работу как пересказ услышанного. А от критиков сыпались обвинения в плагиате. Критики вообще приняли повесть в штыки: сыпались обвинения в национализме или наоборот, критиковали слишком мрачное представление жизни русского народа. Однако, Лесков отвечал, что никак не собиралася ни принижать русский народ, ни льстить ему.

Несмотря на основу в виде легенды и прибаутки в реальности, сказание о тульском мастере стало всего лишь основой, костяком, для сюжета – Лесков очень расширил границы сюжета и добавил свои элементы. Ему пришлось писать об этом в газетах, а последующих публикациях вовсе отказаться от предисловия. Но всё это что привело к тому, что повесть о Левше встретили более мягко и она стала самым известным произведением Лескова.

Повесть – это симбиоз, взаимное проникновение, реальных событий и выдуманных. Ее невозможно называть и относиться как к простой записи фольклора – это полностью самостоятельное литературное произведение.

Также читают:

Картинка к сочинению История создания повести Левша

Популярные сегодня темы

Можно сказать, что в творении своем Распутин говорит о «малой» Родине, которая останется в сердце каждой настоящей, живой личностей. Писатель считает, что эта самая земля способна дать человеку куда большее, чем он может представить.

Роман великого русского писателя Льва Николаевича Толстого «Война и мир» затрагивает очень много различных тем, актуальных и по сей день. Одно из ключевых мест в романе занимают родственные связи.

Читайте также:  Леска дайва самурай отзывы

Рассказ «Анна на шее» написал А.П.Чехов. Он часто в своих произведениях затрагивал тему равнодушия, пошлости людей по отношению друг к другу и к себе, в том числе. Чехов описывал жизнь интеллигенции, которая страдала

Произведение «Двойник» относится к жанру фантастической повести. Достоевский закончил её в 1846 году и после еще год дорабатывал ее перед выпуском в печать.

По сегодняшний день произведение на сатирическую тему под названием «Недоросль», написанное Денисом Ивановичем Фонвизиным осенью 1782 года является актуальным для нынешнего поколения.

Источник: sochinimka.ru

В каком году лесков написал левшу

Левша — персонаж повести русского классика Николая Лескова. Главный герой демонстрирует такие качества, как прямота характера, простодушие и любовь к делу. Будучи искусным оружейником, герой вызывает восхищение мастерством в Петербурге и Лондоне. Однако чины и награды для персонажа не представляют интереса — искусного мастера интересует только профессиональная сфера. Это Левша демонстрирует, даже находясь на пороге смерти.

История создания персонажа

В 1881 году на страницах журнала «Русь» вышла повесть под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», главная мысль которой была автором изложена в предисловии. Николай Лесков писал, что в произведении изображает борьбу русских мастеров с английскими. В этом «сражении» русские умельцы показали свой талант и «англичан совершенно посрамили и унизили». Также в предисловии к повести писатель подчеркивает, что записал эту историю со слов старого сестрорецкого оружейника, некогда работавшего в Туле.

Впоследствии русскому классику пришлось убрать из текста вступительную часть. Критики и читатели буквально восприняли информацию о рассказе мастера из Сестрорецка и обвинили в простом пересказе забытой сказки. На самом деле повесть о Левше была написана Лесковым самостоятельно. Описание героя подчеркивает народные черты: «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны». Характеристика мастера, образ заняли особое место в истории русской литературы.

Возможным прототипом главного героя послужил ремесленник Алексей Михайлович Сурнин. Мужчина прожил два года в Англии, где проходил обучение на заводе. После возвращения Сурнин обучал российских мастеров и разрабатывал новые инструменты для работы с металлами. Со временем имя главного героя приобрело нарицательное значение. Фразы действующих лиц повести стали популярными цитатами.

Биография и образ Левши

Действие разворачивается в 1815 году. Сообщается, что император Александр I посетил в рамках поездки по европейским странам Англию и увидел там множество удивительных вещей, созданных местными умельцами. Особенно правителю понравилась у англичан механическая блоха, выполненная из стали, которая умела «танцевать».

Левша, иллюстрация Виктора Бритвина | R-book.club

Через несколько лет после смерти Александра, когда на престол взошел Николай I, в вещах покойного обнаружили стальную вещицу. Придворные не могли понять, какова функция этой миниатюры, и пригласили для пояснения донского казака Платова, сопровождавшего Александра I в туре по Европе. Казак рассказал, что за удивительное устройство приобрел покойный император, указав, что это дело рук английских искусных механиков. И тут же отметил, что мастера в России не менее талантливы.

После этого рассказа государь Николай Павлович отправил Платова на Дон с дипломатическим визитом, а заодно поручил заехать в Тулу, познакомиться с местными оружейниками и дать им для ознакомления блоху —– чтобы те затем смогли придумать с вещицей что-то, что превзошло бы труд англичан. В Туле казак нашел трех опытных оружейников, среди которых был мастеровой по прозвищу Левша. Дав умельцам задание, Платов отбыл на Дон, а через 2 недели вернулся.

За это время 3 мастера съездили помолиться и приступили к обдумыванию работы. Увидев с прошествием срока, что с блохой не произошло разительных перемен, казак вспылил, посчитав, что тульские оружейники его обманули. Взяв с собой Левшу, дипломат отправился обратно в Петербург. Платов хотел, чтобы мастер перед самим императором отчитался о том, что ничего нового русские ремесленники придумать не смогли.

Иллюстрация Николая Кузьмина (Мастера несут Платову шкатулку) | Leskov.org.ru

На аудиенции у царя казак признался, что не выполнил поручения и привез из Тулы одного из обманщиков. Николай Павлович решил лично побеседовать с горе-мастером. Оказавшись в царских палатах, Левша, который не привык разговаривать со столь высокопоставленными лицами, в народных выражениях объяснил государю задумку мастеров. Только под микроскопом можно было увидеть, что придумали тульские умельцы.

Мужчины подковали блоху и выгравировали собственные имена на подковах. Имени Левши там не значилось. Герой сделал самую тонкую работу — ковал гвозди для подков. Российский двор единодушно признал, что у мастера — золотые руки. Чтобы утереть нос англичанам, государь решает отправить подкованную блоху обратно и вместе с необычным подарком послать за границу Левшу. Так в биографии простого тульского кузнеца происходит неожиданный поворот.

Отмыв сельского мужика и придав герою вид более приличный, Платов отправляет Левшу за рубеж. В Лондоне, куда вскоре прибыла российская делегация, искусного мастера рассматривали как небывалое чудо. Местные кузнецы и прочие ремесленники задавали смелому герою вопросы об образовании и опыте. Левша же без стеснения признавался, что не знает даже азов арифметики. Впечатленные талантами простого русского мужика, англичане попытались переманить мастера на свою сторону.

Читайте также:  Выбор мультипликаторной катушки для спиннинга

Источник: 24smi.org

Глядя на мир, нельзя не удивляться!

January 2018

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Н. С. Лесков “Левша. Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе”

Издательство “Художественная литература”, М. 1969 г. Художник Н. В. Кузьмин.












28 мая 2009 года возле машиностроительного завода в Туле состоялась церемония торжественного открытия памятника символу мастерства туляков. Ранее памятник находился на территории завода. Сейчас его передали в дар городу. Левшу изготовили на литейном производстве “Туламашзавода”. Автор скульптуры Бронислав Кривохин.

«Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением.»

С таким предисловием в 1881 году в журнале «Русь» впервые вышел «Сказ о Тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)», написанный Николаем Лесковым, получившим впоследствии широкую известность как повесть «Левша». И, несмотря на то, что автор произведения не раз подчеркивал, что Левша – это собирательный образ, не имеющий реального прототипа, большинство историков уверены в том, что прототип у Левши всё же был, и им являлся выдающийся машиностроитель, работавший на Тульском оружейном заводе – Алексей Михайлович Сурнин. «Сказ» пропитан местной топонимикой (в нем, например, упоминается Московская и Киевская заставы, оружейная слобода в Заречье и т.д.) и реалиями жизни тульских мастеровых конца XVIII – начала XIX столетий.
Так, тульский исследователь и краевед В. Н. Ашурков, сам выросший в семье оружейника, склонен считать, что в основе рассказа «Левша» лежит реальный случай. В 1785 году по приказу князя Г. Потемкина в Англию были командированы два тульских мастера – Алексей Сурнин и Яков Леонтьев. Цель этой поездки была – обучить рабочих мастерству изготовления художественных изделий из металла. Однако наш посол в Англии С. Р. Воронцов решил, что русские мастера должны овладеть опытом производства английского оружия. Через 7 лет Сурнин вернулся в Тулу, а Леонтьев остался в Англии. Воронцов был доволен достижениями Алексея Сурнина и отправил письмо в Петербург Потемкину с просьбой использовать знания мастера. Неудивительно, что Екатерина II, уважавшая мнение своего посла, специальным решением назначила Сурнина «мастером оружейного дела и надзирателем всего того, что касалось оружия». Жалованье ему «положили» – 500 рублей в год. Теперь мастер отвечал не только за производство, но и за качество оружия. Он единственный на заводе имел «собственное клеймо». По мнению историка В. Ашуркова, до наших дней дошел документ, который свидетельствует о том, что тульские умельцы добились того, что «все части одного ружья ко всем прочим употреблены быть могли». Так, способ взаимозаменяемости деталей оружия был изобретен еще Сурниным и его помощниками. Рвение к службе Сурнина не раз было отмечено царским правительством. О личной жизни мастера известно совсем немного. Жил он скромно, был женат, имел трех дочерей и трех сыновей. Сурнин ушел из жизни в возрасте 44 лет, в 1811 году, после тяжелой болезни. Однако, по словам академика И. Х. Гамеля, который всю жизнь занимался изучением новых изобретений, «труд мастера по единообразию деталей» способствовал победам нашей армии в войне 1812 года с французами. Затем имя Сурнина выпало из людской памяти.

Могила Сурнина долгое время была забыта. В 90-х годах прошлого века ее разыскала на старинном городском кладбище группа краеведов-энтузиастов, стоявших у истоков созданного вскоре городского музея «Тульский некрополь». В настоящее время у могилы прототипа литературного Левши – оружейника Алексея Сурнина – установлена мемориальная плита.

Нынешние умельцы возродили многие народные традиции и самые невероятные легенды воплотили в реальность. Не так давно, в Санкт-Петербурге Международная гильдия Мастеров открыла первый в нашей стране музей микроминиатюры «Русский Левша». Чтобы рассмотреть работы знаменитых мастеров-умельцев, посетителям приходится пользоваться увеличительными устройствами, которые вмонтированы в выставочное оформление каждого экспоната.

Кузнечик со скрипкой. Автор – художник и архитектор Анатолий Коненко из Омска. Длина скрипки – 12 миллиметров. Все детали настоящие.

Источник: gudrun1983.livejournal.com

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector