Лесков отчаянный странник краткое содержание

Краткое содержание Лесков Очарованный странник

В то время, когда автор произведения совершал путешествие по Ладожскому озеру, он встретил путника, который внешне напомнил ему богатыря: широк в плечах, высок и «могучего» телосложения, по всему внешнему виду, и по одеяниям путника, можно было сделать заключение, что он монах, совершающий путешествие или переправу. Разговорившись с ним о жизни, автор узнал много интересного и решил написать о нем рассказ.

Звали монаха – Иван Северьяныч Флягин, прожил он насыщенную событиями, интересную жизнь, в которой присутствовали моменты и радости, и разочарования, и боли, и потери. Флягин поведал о том, что в то время, когда он был еще совсем ребенком. Он случайно задел плетьми монаха, который погиб от полученных ударов, его душа как-то явилась Ивану Северьянычу во сне, он предупредил его о том, что он становится «бессмертным» (будет умирать, но у него ничего не получится). В один момент. Когда мальчик вез барина по делам, лошади начали гнать очень быстро, и скинули парнишку в овраг, но он каким-то чудом не погиб.

Флягин пытался покончить жизнь самоубийством, но вовремя появившийся цыган спас ему жизнь, и снова погибнуть не удалось. Уйдя с цыганом, Иван захватит двух коней, которые принадлежали барину, на которого он работал. Выручка, за продажу коней, практически полностью останется цыгану, и Флягин прекратит с ним отношения. Попав в город Николаев, наш герой будет работать нянькой, так как жена ушла от одного барина, и нужно проследить за его дочерью. В один момент барину становится известно, что Флягин разрешил его дочери встречаться с другим барином, и им двоим, приходится бежать.

Оставив барыню в одной семье, Флягин отправился в Пензу, где сражаясь за жеребца, убил татарина, из-за этого попав в плен, на пять лет. После чего его перекупили в другой плен, где у него рождаются дети, от жен, которых ему выделили.

Через десять лет у него получилось вернуться в родные края, где он встретил цыганку по имени Груша, он полюбил ее, растратив на нее все деньги, которые ему выдал князь, но наказания за это он не понес, так как князь его понял, ведь сам был когда то влюблен в нее. Но теперь князь женится на другой, а цыганка продолжает его любить, и просит Флягина сбросить ее с обрыва, чтобы она не натворила глупостей из-за ревности другой женщины к князю. Иван согласился и исполнил ее волю, не смотря на то, что был страстно в нее влюблен.

Покинув свои родные места, так как жить там без возлюбленной ему было в тягость, Иван, под чужим именем, поступает на службу в армию, где чуть не погиб, во время одной боевой операции. После этого, он вернулся в Питер, прослужив некоторое время чиновником. После чего он ушел в монахи, где его отправили в святые места, для того, чтобы изгнать из него злого духа.

Главная мысль рассказа Очарованный странник

Данный рассказ учит нас тому, что всегда стоит быть милосердным и в самопожертвовании нет ничего плохого, а так же тому, что богатыри будут рождаться во все времена, не зависимо от времени и места.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лесков. Все произведения

Очарованный странник. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Русский писатель Василий Иванович Белов родился в октябре 30-х годах прошлого столетия, в деревушке Тимониха. Его батюшка Иван Фёдорович Белов, сражался на Великой Отечественной войне и трагически погиб

Эта история произошла в Париже. В мире людей бездомным и брошенным собакам очень трудно выживать. Их постоянно подстерегают опасности: сигналящие машины, бессердечные люди

Повествование произведения, рассказанного средним братом Карамазовым Иваном, ведется о событиях шестнадцатого века в Севилье в период массового распространения инквизиции.

Посреди глухой зимы в сибирской деревне прошла волнующая новость: из города приезжает фотограф, чтобы сделать снимок местных школьников. Вите и его другу Саньке придётся сесть сзади, ведь они всегда учились плохо.

Вместо заболевшей коллеги литературу вела учитель географии. Друзья оживлённо играли в морской бой, когда Дениску вызвали к доске. Елизавета Николаевна спросила

Источник: 2minutki.ru

Краткий пересказ повести “Очарованный странник” Лескова по главам (краткое содержание)

Иван Северьянович Флягин.
Художник И. Глазунов

Повесть “Очарованный странник” является одним из самых известных произведений великого русского писателя Николая Лескова.

В этой статье представлен краткий пересказ повести “Очарованный странник” Лескова по главам: краткое содержание, изложение основных событий и фактов из каждой главы.

Смотрите:
Краткое содержание повести (более сжатое)
– Все материалы по “Очарованному страннику”

Краткий пересказ повести “Очарованный странник” Лескова по главам (краткое содержание)

Действие повести происходит во второй половине XIX века в России.

Глава 1 (Знакомство на пароходе)
Главный герой повести – монах Измаил (в миру – Иван Северьянович Флягин). Он плывет на пароходе по Ладожскому озеру. Между пассажирами завязывается разговор. Флягин рассказывает о себе, что он обладает особым талантом обращаться с лошадьми. Он также признается, что всю жизнь погибал, но так и не погиб. По просьбе пассажиров Флягин рассказывает историю своей жизни.

Глава 2 (Гибель монаха и падение с обрыва)
Флягин родился в Орловской губернии в семье крепостного крестьянина. Он с детства занимался лошадьми.Однажды 11-летний Флягин на дороге ударил плетью монаха. Монах умер и вскоре явился мальчику во сне. Монах предсказал Флягину, что тот всю жизнь будет погибать, но не погибнет, и в конце концов уйдет в монастырь. Вскоре юный Флягин повез своего барина по делам. Лошади разогнались так, что юный Флягин упал с обрыва в пропасть. Однако каким-то чудом он выжил.

Глава 3 (Ссора с хозяева и побег с с цыганом)
В результате ссоры с хозяевами Флягина переводят из конюшни на укладку дорожек. На этой работе он мучается от боли. Измученный Флягин решает покончить жизнь самоубийством. Он привязывает веревку к дереву. Тем временем какой-то цыган замечает его, перерезает веревку и тем самым спасает ему жизнь. Флягин решает бросить хозяев и уходит с цыганом.

Глава 4 (Кража коней и работа нянькой)
Флягин ворует у своего барина двух коней и приезжает с цыганом в город Карачев. Здесь цыган продает коней, но не дает почти ничего Флягину. Тот расстается с цыганом.
Герой приходит в город Николаев. Здесь один барин нанимает его нянькой для своей дочери. Жена барина сбежала с другим и оставила маленькую дочь. Целый год Флягин няньчит девочку. Внезапно в город тайно приезжает барыня, мать девочки. Она просит Флягина отдать ей дочь, но тот отказывается.

Глава 5 (Побег с барыней)
Флягин разрешает барыне тайно видеться с дочерью в тайне от отца. В конце концов барин узнает об этом. Флягин убегает из города вместе с девочкой, барыней и ее новым мужем. Все вместе они приезжают в Пензу. Чтобы не создавать проблем, Флягин оставляет семью барыни.
В тот же день он приходит на ярмарку коней, которую устраивают татары. На ярмарке два богатых татарина, Бакшей и Чепкун, деруться плетьми за право получить чудесного коня. В бою побеждает Чепкун.

Глава 6 (Бой за жеребца и плен)
На торги приводят чудного жеребца. Флягин решает сразиться за этого коня с одним татарином. Флягин побеждает, а татарин тут же умирает от побоев. Чтобы не попасть в полицию, Флягин сбегает с татарами в степь. Татары из стана Чепкуна берут его в плен.
В это время Флягину 23 года. Чтобы пленник не сбежал, татары загоняют ему в стопы рубленый конский волос. Ему дают Флягину двух жен. Так Флягин проводит 5 лет. Затем его берет в плен другой хан, Агашимола.

Глава 7 (В плену у Агашимолы)
В плену у Агашимолы Флягину дают двух новых жен. У Флягина и его жен рождаются дети. Флягин относится к этим детям, как к чужим, так как они некрещеные. Живя в плену у татар, Флягин тоскует по России. По ночам он молится и плачет от тоски.

Глава 8 (Приход проповедников)
Флягин в плену уже 9 лет. Он уже не надеется когда-либо выбраться из плена. Вдруг однажды в стан приходят два русских православных проповедника. Они пытаются обратить татар в православие. Флягин просит их спасти его из плена. Но проповедники отказываются ему помогать и советуют молиться. Вскоре татары убивают одного из проповедников. Флягин хоронит его.

Глава 9 (Побег из плена)
Флягин находится в плену уже 10 лет. Ему 33 года. Однажды к татарам приходят иноземцы. Они пугают татар фейерверками и угоняют лошадей. Татары бросаются в погоню, оставив в стане женщин, стариков и детей.
Флягин находит фейерверки, оставленные гостями, и запугивает ими татар. Запуганные татары слепо повинуются Флягину. Он выводит конский волос из стоп и сбегает из плена. Он приходит в Астрахань, где пьянствует и попадает в острог (тюрьму). Затем его присылают на родину, в Орловскую губернию.

Читайте также:  Карбоновый спиннинг для новичков и профессионалов

Глава 10 (Встреча с князем)
Флягин начинает работать на ярмарках, помогая людям выбирать лошадей.
Наконец Флягин поступает на службу к одному князю, который служит офицером-ремонтером, то есть закупает лошадей для армии. Флягин помогает князю выбирать лошадей. Три года они живут дружно. Иногда Флягин уходит в запои. В это время ему около 36 лет.

Глава 11 (Встреча с магнетизером)
Однажды с Флягиным случается сильный запой. В этот момент у него с собой оказываются деньги князя – 5000 рублей. Сидя в трактире, Флягин знакомится с известным шарлатаном. Тот обещает Флягину избавить его от пьянства с помощью магнетизма (гипноза). Флягин и магнетизер вместе пьянствуют в трактире до ночи. Наконец их выгоняют на улицу.

Глава 12 (Прогулка с магнетизером)
Флягин и магнетизер идут ночью по городу. Магнетизер тем временем что-то приговаривает, как будто пытается загипнотизировать Флягина. В конце концов магнетизер приводит Флягина к одному дому, а сам исчезает.

Глава 13 (Ночь у цыганки)
Флягин один заходит в дом. Здесь он видит, как цыган дает магнетизеру деньги за что-то. (На самом деле цыган дает магнетизеру его долю за то, что тот заманил Флягина в дом.) Флягина заводят в комнату, полную людей, где поет цыганка Груша. Посетители кладут деньги на поднос цыганке, а она их за это целует. Флягин тоже дает ей 100 рублей и получает свой поцелуй. Очарованный цыганкой, Флягин постепенно выкладывает на поднос 5000 рублей.

Глава 14 (Князь выкупает Грушу)
После этого случая Флягин перестает пить, как и обещал ему магнетизер. Флягин узнает, что сам магнетизер умер в ту же ночь. Флягин признается князю, что растратил его деньги. Князь сначала хочет ругать Флягина, но потом признается, что сам влюблен в Грушу. Князь отдал за Грушу 50 000 рублей, и теперь цыганка живет у него.

Глава 15 (Князь собирается жениться)
Князь и Груша недолго живут счастливо. Вскоре князю становится скучно. Он хочет жениться на богатой невесте. Но сначала он надеется купить фабрику, чтобы прослыть завидным женихом.
В это время князь вспоминает о своей бывшей возлюбленной, Евгенье Семеновне. Когда-то он бросил ее с ребенком, купил ей дом и больше не появлялся.
Теперь, нуждаясь в деньгах, он впервые за много лет посещает Евгенью и дочь.

Глава 16 (Покупка фабрики и свадьба князя)
В этот день у Евгеньи гостит Флягин. Он подслушивает ее разговор с князем.
Князь просит Евгенью взять кредит в 20 000 рублей под залог дома. Добрая Евгенья соглашается. Князь покупает фабрику и посылает Флягина на ярмарку в другой город.
Вернувшись, Флягин обнаруживает, что Груша исчезла. Князь играет свадьбу с богатой дочерью предводителя, а Флягин идет в лес на поиски Груши.

Глава 17 (Флягин находит Грушу)
Флягин находит Грушу в лесу. Она говорит ему, что страшно ревнует князя к его невесте. Она признается, что не может простить измену. Она предупреждает, что может погубить и князя, и его невесту.

Глава 18 (Смерть Груши)
Груша рассказывает Флягину, как князь завез ее в лес и оставил под надзором крестьянок. Князя не остановило даже то, что Груша беременна. Груше удалось сбежать от крестьянок.
Груша боится, что совершит грех против князя и его невесты, то есть совершит убийство. Груша умоляет Флягина убить ее. Флягин отказывается, но Груша умоляет его. В конце концов он толкает ее с обрыва.

Глава 19 (Служба в армии и уход в монастырь)
Флягин едет в другие края. В пути он встречает стариков, у которых сына забирают в армию. Флягин идет в армию вместо этого мужчины. Под чужим именем (Петр Сердюков) Флягин служит на Кавказе 15 лет.
Однажды Флягин участвует в опасном боевом задании и чудом выживает. За свой подвиг он получает награду, офицерский чин и дворянство. Уйдя в отставку, он приезжает в Петербург. Здесь он сначала работает мелким чиновником, а затем артистом в балагане. Наконец Флягин уходит в монастырь.

Глава 20 (Борьба с бесами и странствие)
В монастыре Флягин получает церковное имя – отец Измаил. В монастыре его одолевают бесы, у него открывается дух пророчества. Монахи всеми способами пытаются излечить Флягина и изгнать из него “нечистую силу”, но ничего не помогает. Наконец его отпускают из монастыря странствовать по святым местам. Так Флягин оказывается на пароходе.

Таков краткий пересказ повести “Очарованный странник” по главам: краткое содержание, изложение основных событий и фактов из каждой главы произведения.

Источник: www.literaturus.ru

Очарованный странник.

Краткое содержание повести

По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду «типический богатырь», рассказывает, что, имея «Божий дар» к приручиванию лошадей, он, по родительскому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. По просьбе путников бывший конэсер («Я конэсер-с, я в лошадях знаток и при ремонтёрах состоял для их руководствования», — говорит о себе сам герой) Иван Северьяныч, господин Флягин, рассказывает свою жизнь.

Происходя родом из дворовых людей графа К. из Орловской губернии, Иван Северьяныч с детства пристращается к лошадям и однажды «смеха ради» забивает до смерти монаха на возу. Монах является ему ночью и корит за лишение жизни без покаяния. Он же рассказывает Ивану Северьянычу, что тот — «обещанный» Богу сын, и даёт «знамение», что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, до того как придёт настоящая «погибель» и Иван Северьяныч пойдёт в чернецы. Вскоре Иван Северьяныч по прозвищу Голован спасает своих хозяев от неминуемой гибели в страшной пропасти и впадает в милость. Но отрубает хвост хозяйской кошке, которая таскает у него голубей, и в наказание его жестоко порют, а потом отсылают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Последнее наказание Ивана Северьяныча «домучило», и он решается покончить с жизнью. Уготовленную для смерти верёвку обрезает цыган, с которым Иван Северьяныч уходит от графа, прихватив с собой лошадей. С цыганом Иван Северьяныч расстаётся, и, продав чиновнику серебряный крест, он получает отпускной вид и нанимается «нянькой» к маленькой дочери одного барина. За этой работой Иван Северьяныч сильно скучает, водит девочку и козу на берег реки и спит над лиманом. Здесь он встречает барыню, мать девочки, которая умоляет Ивана Северьяныча отдать ей ребёнка, но он неумолим и даже дерётся с нынешним мужем барыни офицером-уланом. Но когда видит разгневанного приближающегося хозяина, отдаёт ребёнка матери и бежит вместе с ними. Офицер отсылает беспаспортного Ивана Северьяныча прочь, и он идёт в степь, куда татары пригоняют конские косяки.

Хан Джанкар продаёт своих лошадей, а татары назначают цены и за коней борются: садятся друг напротив друга и друг друга плетьми стегут. Когда на продажу выставляют нового красавца коня, Иван Северьяныч не сдерживается и, выступая за одного из ремонтёров, запарывает татарина до смерти. По «христианскому обычаю», его отводят за убийство в полицию, но он убегает от жандармов в самые «Рынь-пески». Татары «подщетинивают» ноги Ивана Северьяныча, чтобы не убежал. Иван Северьяныч передвигается лишь ползком, служит у татар лекарем, тоскует и мечтает о возвращении на родину. У него несколько жён «Наташ» и детей «Колек», которых он жалеет, но слушателям признается, что полюбить их не смог, потому как они «некрещёные». Иван Северьяныч совсем отчаивается попасть домой, но в степь приходят русские миссионеры «свою веру уставлять». Они проповедуют, но отказываются платить за Ивана Северьяныча выкуп, утверждая, что перед Богом «все равны и все равно». Спустя некоторое время одного из них убивают, Иван Северьяныч хоронит его по православному обычаю. Слушателям он объясняет, что «азията в веру надо приводить со страхом», потому как они «смирного бога без угрозы ни за что не уважат». Татары пригоняют из Хивы двух человек, которые приходят коней закупать, чтобы «войну делать». В надежде запугать татар они демонстрируют могущество своего огненного бога Талафы, но Иван Северьяныч обнаруживает ящик с фейерверком, сам представляется Талафой, обращает татар в христианскую веру и, найдя в ящиках «едкую землю», вылечивает ноги.

Читайте также:  Как правильно заправлять леску в мотокосу

В степи Иван Северьяныч встречает чувашина, но отказывается с ним идти, потому как тот одновременно почитает и мордовского Керемети, и русского Николая Чудотворца. На пути попадаются русские, они крестятся и пьют водку, но прогоняют «беспаспортного» Ивана Северьяныча. В Астрахани странник попадает в острог, откуда его доставляют в родной город. Отец Илья отлучает его на три года от причастия, но сделавшийся богомольным граф отпускает «на оброк», и Иван Северьяныч устраивается по конской части. После того как он помогает мужикам выбрать хорошую лошадь, о нем идёт слава как о чародее, и каждый требует рассказать «секрет». В том числе и один князь, берущий Ивана Северьяныча к себе на должность конэсера. Иван Северьяныч покупает для князя лошадей, но периодически у него случаются пьяные «выходы», перед которыми он отдаёт князю на сохранность все деньги для покупок. Когда князь продаёт прекрасную лошадь Дидону, Иван Северьяныч сильно печалится, «делает выход», но на этот раз оставляет деньги при себе. Он молится в церкви и отправляется в трактир, где встречает «препус-тейши-пустого» человека, утверждающего, что пьёт, потому как «добровольно на себя слабость взял», чтобы другим легче было, и бросить пить ему христианские чувства не позволяют. Новый знакомый накладывает на Ивана Северьяныча магнетизм для освобождения от «усердного пьянства», а с тем чрезвычайно его поит. Ночью Иван Северьяныч попадает в другой трактир, где тратит все деньги на прекрасную певунью цыганку Грушеньку. Повинившись князю, он узнает, что хозяин и сам за Грушеньку полсотни тысяч отдал, выкупил её из табора и поселил в своём доме. Но князь — человек переменчивый, ему надоедает «любовное слово», от «изумрудов яхонтовых» в сон клонит, к тому же кончаются все деньги.

Отправившись в город, Иван Северьяныч подслушивает разговор князя с бывшей любовницей Евгенией Семеновной и узнает, что его хозяин собирается жениться, а несчастную и искренне полюбившую его Грушеньку хочет выдать замуж за Ивана Северьяныча. Вернувшись домой, он не застаёт цыганку, которую князь тайно отвозит в лес на пчельню. Но Груша сбегает от своих охранниц и, грозя, что станет «стыдною женщиной», просит Ивана Северьяныча её утопить. Иван Северьяныч просьбу исполняет, а сам в поисках скорой смерти выдаёт себя за крестьянского сына и, отдав все деньги монастырю как «вклад за Грушину душу», идёт на войну. Он мечтает погибнуть, но «ни земля, ни вода принимать не хочет», а отличившись в деле, рассказывает полковнику об убийстве цыганки. Но слова эти не подтверждаются направленным запросом, его производят в офицеры и отправляют в отставку с орденом святого Георгия. Воспользовавшись рекомендательным письмом полковника, Иван Северьяныч устраивается «справщиком» в адресный стол, но попадает на ничтожную букву «фиту», служба не ладится, и он уходит в артисты. Но репетиции проходят на страстной неделе, Ивану Северьянычу достаётся изображать «трудную роль» демона, да к тому же, заступись за бедную «дворяночку», он «треплет за вихры» одного из артистов и уходит из театра в монастырь.

По словам Ивана Северьяныча, монастырская жизнь его не тяготит, он и там остаётся при лошадях, но принимать старший постриг не считает для себя достойным и живёт в послушании. На вопрос одного из путников он рассказывает, что вначале ему являлся бес в «соблазнительном женском образе», но после усердных молитв остались только маленькие бесы, «дети». Однажды Иван Северьяныч зарубает беса топором, но он оказывается коровой. А за другое избавление от бесов его на целое лето сажают в пустой погреб, где Иван Северьяныч открывает в себе дар пророчества. На корабле Иван Северьяныч оказывается потому, что монахи отпускают его на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию. Странник признается, что ожидает близкой смерти, потому как дух внушает ополчаться и идти на войну, а ему «за народ умереть хочется». Закончив рассказ, Иван Северьяныч впадает в тихую сосредоточенность, вновь ощущая в себе наитие таинственного вещательного духа, открывающегося лишь младенцам.

Источник: www.leskov.org.ru

Лесков «Очарованный странник» краткое содержание. Путешествие длиною в жизнь.

С самого рождения каждому человеку известно, что когда-нибудь ему суждено умереть. И как бы отчаянно он не старался избежать своей участи, рано или поздно ему придется уйти в небытие. Но что будет с тем, кому не суждено погибнуть, кто будет пытаться много раз лишить себя жизни и каждый раз его старания будут напрасны? И когда придет настоящая смерть, он сможет отправиться в монастырь. Мало кто задумывается над тем, что чувствует человек, которого смерть всегда обходит стороной. Каким станет тот человек, который не сможет умереть. Гордым, заносчивым, высокомерным или же отчаянным романтиком, немного наивным, в чем-то глупым, а в чем-то несдержанным, с особой страстью и отношением к жизни. Это никому не известно. Ведь нам показана, только одна сторона медали.
Лесков «Очарованный странник» краткое содержание повествует о жизни героя, который проклят старым монахом и не может умереть, хоть как бы не пытался.
История начинается тем, что в лодке, которая направляется к Валааму, встречаются несколько случайных странников. Среди них присутствует человек, одетый в монашеское одеяние. Он рассказывает своим путникам, что владеет необычным даром к укрощению лошадей, а еще он не может погибнуть, хотя погибает всю жизнь. Его спутников заинтересовали такие слова, и они попросили его кратко рассказать содержание своей жизни.
Человека в монашеском одеянии звали Флягин Иван Северьяныч. Его семья была простого происхождения и обитала при поместье одного графа Орловской губернии. Его детство прошло на кучерском дворе, поэтому с ранних лет он пристрастился к лошадям. К одиннадцати годам он стал форейтором, в его обязанности входило отпугивать кнутом тех, кто мешался на пути. Однажды он до смерти забил монаха, который уснул на возу. Графу, удалось уладить эту конфликтную ситуацию, однако старый монах пришел к Ивану во сне и сказал, что тот будет много раз погибать, но так и не сможет умереть, а когда за ним придет настоящая погибель тот пойдет в монастырь. С этими словами монах исчезает.
Спустя некоторое время граф приходится переехать в Воронеж. На пути к городу экипаж проезжает над очень опасным обрывом, у которого погиб не один человек. В это время на повозке лопается тормоз, и лошади начинают нестись вместе с экипажем к обрыву. Иван спрыгивает на землю и пытается остановить экипаж, ему это удается, он все-таки спасает жизнь графу и его семье. Тот готов подарить Флягину все что угодно, но Иван просит только гармошку. Однако с тех самых пор он находится в милости у графских господ. Правда достаточно скоро, он совершает оплошность. Он отсекает хозяйской кошке хвост, из-за того, что та таскает у Ивана голубей. Из-за этого его секут и отправляют в сад бить камни для мощеной дорожки.
Подобное отношение очень расстроило Ивана и он решает покончить жизнь самоубийством, но в этом деле ему не везет, веревку, что была приготовлена для смерти, обрезает цыган. С этим цыганом, прихватив несколько хозяйских лошадей, Флягин сбегает от графа. Вскоре Иван расстается с цыганом, продает некоему чиновнику серебряной крест, чтобы получить отпускной вид и устраивается «нянькой» к маленькой дочке одного барина. Но даже здесь он не задерживается надолго, он затевает драку с офицером-уланом и хозяин прогоняет его прочь.
Бездорожье приводит Ивана в степь, где татары торгуют лошадьми. У татар есть странный обычай, при назначенной цене на коня они садятся напротив друг друга и борются (бьют друг друга плетью), кто первый сдается, тот уже не может купить этого коня. Иван видит среди общего табуна одного красивого коня, который приходится ему по душе. Он решает побороться за животное согласно татарским обычаям, но увлекшись, убивает одного из татар. Его отводят в милицию, но Ивану удается оттуда сбежать, тогда татары его ловят и оставляют у себя заместо лекаря.
Далее Лесков в «Очарованном страннике» описывает жизнь главного героя среди татарского народа. А также их обычаи и нравы. Иван долгое время прожил вместе с татарами, успел даже несколько раз жениться и завести детей. Но, как говорил очарованный странник, он не смог их полюбить, так как те были некрещенными. А еще Флягин очень тосковал по своему родному городу и отчаянно желал вернуться. Лесков меняет жизнь своего героя появлением русских миссионеров.
Если кратко, то миссионеры пытаются навязать татаринам свою веру, чем и решает воспользоваться Флягин. Новоприбывшие проповедуют «слово Божье», правда, платить выкуп за своего соотечественника отказываются ведь «перед Богом все равны». Когда убивают одного из миссионеров, Иван хоронит его согласно православным обычаям, кратко объясняя, что азиат никогда не станет уважать бога, который не представляет угрозы. В новую веру этих людей нужно приводить со страхом. Он прикидывается огненным богом Талафой. Иван использует для своей затеи «горючий порошок» и разыграв, отличное внушающие ужас представление обращает татар в православную веру и крестит их. На этом он покидает татарское пристанище и отправляется в очередное странствие.
Путешествуя по степи, ему встречается и молодой чувашин, с которым Флягин отказывается идти, так как тот почитает двух богов, а также русские, которые прогоняют беспаспортного Ивана.
Вскоре странник прибывает в Астрахань, а оттуда и в родной город, где устраивается по конской части. Очень скоро его любовь к лошадям, окупила себя сполна о нем идут слухи, как о чародее, который знает «секрет», как правильно выбрать хорошую лошадь. Его талант замечает один князь и берет к себе на работу. Однако жизнь изыскана и непредсказуема своим содержанием. Иван начинает периодически выпивать, перед очередным походом в трактир он оставляет деньги для покупок лошадей у князя. Однажды, когда Флягина не было на месте продают красивую лошадь, его любимицу Дидону. Он очень расстроился и отправился в трактир, где встретил человека, который хотел излечить его от пьянства и упоил полностью. Тем вечером, переходя от одного трактира к другому, от другого к третьему, Иван встречает цыганку по имени Груша и все деньги, что он имел при себе, отдает ей, лишь бы она пела для него. Хозяину Ивана цыганка тоже пришлась по душе, и он потратил достаточно много денег, лишь бы выкупить ее из табора.
Изначально молодая цыганка очень нравилась князю, но со временем чувства начали остывать. Князь собирается жениться на своей любовнице Евгении Семеновной, а Груше остается только мучится от ревности. Князь изначально думал отправить цыганку в изгнание, но потом решил выдать ее за Ивана. Все эти события стали тяжелым ударом для Груши, она не хотела больше жить. Цыганка умоляет Ивана, чтобы тот заколол ее ударом в сердце, ведь она не может себя убить, а если останется жить, то станет самой «стыдной женщиной». Иван не смог проткнуть ей сердце, однако и не мог позволить наложить на себя руки и, тем более стать «стыдной женщиной», поэтому он велит ей молиться, а сам тем временем толкает цыганку с обрыва.
Флягин больше не хочет возвращаться к непостоянному князю на службу, до него доходят слухи, что набирают крестьянских сыновей для участи в войне. Иван отдает все свои деньги на монастырь как пожертвование за «Грушину душу» и, прикинувшись крестьянским сыном и отправляется на войну в надежде погибнуть за родину. Но даже сама земля не желает его принимать, отличившись в боевых действиях, он решается рассказать полковнику о содеянном убийстве. Однако слова Ивана невозможно подтвердить, полковник считает, что его рассказ всего лишь краткое содержание странной шутки и присваивает ему звание офицера, а также награду – орден святого Георгия и рекомендательное письмо.
Воспользовавшись рекомендациями, он устраивается на работу в адресной стол, однако служба не ладится и он уходит в артисты. Правда актерская карьера, тоже была недолгой во время страстной недели проходят репетиции очередного спектакля, и ему нужно было сыграть роль демона, но Иван считает, что это грех и уходит в монастырь.
Иван Северьяныч говорит, что монастырская жизнь ему только в радость, ведь там он имеет возможность оставаться при лошадях. Он живет в послушании и считает себя недостойным принимать старший постриг. Очарованный странник рассказывает, что однажды к нему стали приходить бесы. Первым бесом была женщина в привлекательном образе. Он начал отчаянно молиться и остались только мелкие бесы, одного из которых Иван рубает топором. Потом оказывается, что это корова. Когда произошла еще одна такая выходка, монахи посадили его в погреб, где, как утверждает очарованный странник Лескова, у него открывается дар предвиденья.
Правда, монастырские стены не стали для него последней обителью. Сейчас он отправляется в Соловки, чтобы совершить молитву. А потом пойдет на войну, ведь внутренний голос ему поведал, что он скоро умрет, а за свой народ и свою землю умирать не жалко.
На этом Лесков заканчивает повесть «Очарованный странник», но ни сама повесть, ни ее краткое содержание так и не смогут ответить на все вопросы, которые возникнут после прочтение. И каждый читатель сам должен решить, исходя из своего опыта, как дальше сложится жизнь Ивана. Суждено ему умереть на войне или же вернутся с наградами и остатки своих дней провести в монастырских стенах? И суждено ли ему умереть вообще?
Содержание этой истории, будь оно краткое или полное, это история жизни каждого человека. Ведь именно так все и происходит – люди чем-то увлекаются, что-то умеют, чем-то заняты, что-то ищут, и, пускай не всегда, но находят – смысл жизни или ответы. Для каждого это и есть тот финал, который оставил открытым Лесков, но в то же время это может стать и новым началом. Ведь все зависит от странника.

Читайте также:  Лесков человек на часах мысль

Источник: www.istmira.com

Лесков “Очарованный странник” – краткое содержание

Судно, идущее по Ладожскому озеру от острова Ковевца к Валааму, по пути причаливает у Корелы, и пассажиры из любопытства едут на лошадях в этот пустынный и бедный, хотя и очень старый русский поселок. Отправившись дальше, пассажиры рассуждают, зачем “неудобных в Петербурге людей” ссылать далеко, когда совсем рядом есть такое место, где апатия населения и скупая, невзрачная природа одолеют всякое свободомыслие. Кто-то из пассажиров, путешествующий здесь часто, рассказывает, что в раз- ное время сюда действительно ссылали, да только все ссыльные долго тут не выдерживали. Один, например, повесился. “И прекрасно сделал”, — заметил пассажир, “склонный к философским обобщениям и политической шутливости”. Другой, по всей видимости купец, человек религиозный, возражает — ведь самоубийцы целый век будут мучиться. За них даже никтомолиться не может.
И тут против обоих оппонентов выступил пассажир, на которого как-то не обращали внимания, что было странно. “Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в по-слушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. Этому новому нашему сопут-нику. по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого”.
Видно было, что это человек бывалый, много повидавший. Держался он смело и самоуверенно, хотя и несколько развязно. Он заявил, что есть такой человек, который облегчает положение самоубийц. Это попик-пьяница в одном селе московской епархии, который молится за самоубийц. Его было чуть не расстригли. Говорят, что уже было решение лишить его места. Попик от горя даже перестал пить и решил покончить с собой — в таком случае владыко сжалится над его семьей и даст дочери жениха, который и займет его место.
А епископ однажды после трапезы задремал и видит, будто к нему в келью входит преподобный Сергий и просит пожалеть недостойного попика. Епископ решил, что это был просто сон, и ничего делать не стал. Вот он снова ложится спать, и снится ему, как воинство под темным знаменем волочет за собой толпу скучных теней, и все они кивают грустно владыке и просят: “Отпусти его! — он один за нас молится”. Епископ призывает к себе этого самого попика, и тот сознается, что да, действительно молится за самоубийц. Владыко благословил попика и опять его на место отправил. В процессе разговора выяснилось, что разговорчивый пассажир всего лишь инок, а когда-то был конэсером, то есть он знаток лошадей и состоял при ремонтерах для их руководствования, отобрал и отъездил не одну тысячу коней. Пассажир говорит, что в своей жизни многое испытал, ему довелось быть и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и его увечили. А в монастырь пришел всего несколько лет назад.

Источник: kratkoe.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector