Лесков левша нравственные уроки

Нравственные уроки Н. Лескова

«Леди Макбет Мценского уезда» (СССР- Швейцария) >>

Нравственные уроки Н. Лескова. В. Шекспир писал в своей трагедии: Чуть жизни ты подашь пример кровавый, Она тебе такой же даст урок. Свобода, не знающая нравственных ограничений, превращается в свою противоположность. Зло порождает зло. Женщина и убийство, женщина и злодейство несовместимы. Это нравственный закон на все века. Фото Н. Лескова.

Слайд 13 из презентации «Леди Макбет Мценского уезда»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Леди Макбет Мценского уезда.ppt» можно в zip-архиве размером 3257 КБ.

Похожие презентации

«Биография Лескова» — «. Христианство есть учение жизненное». «Труд — дело святое, всякому подобает». Лесков Николай Семенович. «Истинная любовь скромна и стыдлива». С переездом в Петербург в 1861 началась интенсивная работа Лескова в периодике. Основные произведения: Страницы биографии. «Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру».

«Лесков Человек на часах» — Сострадание. Постников – герой–праведник». Достоин Постников наказания или поощрения? В образах праведников Лесков воплотил христианскую концепцию человека. Страх перед вышестоящим начальством, перед царём. Почему вокруг поступка Постникова началась такая суета? Почему Н.С. Лесков изменил первоначальное название рассказа?

«Урок Лесков Левша» — Анализ характера главного героя. В 1881г. художники Кукрыниксы. Дом-музей Лескова. Цели урока: художник И. Глазунов. Иллюстрация Кукрыниксов к сказу. Ознакомление учащихся с основными фактами биографии писателя. Дом Лескова. Н.С.Лесков Сказ «Левша». Тула — старинный русский город, прославившийся своими оружейниками и самоварами.

«Лесков Старый гений» — Николай Семёнович Лесков. «Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Какой смешной пассаж! «В России невозможности нет». Гений. Вопиющая несправедливость Франт – человек, любящий наряжаться, щёголь. 29 января. Франт в новом костюме. Пассаж (устар.) – странный и неожиданный случай. Вопиющий – вызывающий крайнее возмущение, совершенно недопустимый.

«Лесков Николай Семёнович» — Братья Лесковы. Дом-музей Н.С. Лескова. А лесковским праведникам присуща идея порядка в жизни и деятельного добра. Детские годы прошли в поместье родственников Страховых, затем в Орле. Лесков Николай Семёнович 1831-1895. Снят у Бем, в Мереккюле, 17 июля 1892 г.». Родился 4 февраля (16 н.с.) 1831 года в селе Горохове Орловской губернии в семье чиновника уголовной палаты, происходившего из духовного сословия.

«Урок Лесков» — «Богатырь в старорусских былинах немыслим без надежного друга — верного, хотя иногда и строптивого, коня. Ретивый конь осержается. А и сила-то по жилочкам так живчиком и переливается Грозно от силушки, как от тяжкого бремени.». «Русский человек со всем справится». «Художественный мир произведений Николая Семеновича Лескова.

Источник: 900igr.net

Урок «Николай Семенович Лесков «Левша»»

Николай Семенович Лесков «Левша»

познакомить с биографией писателя; дать представление о жанре сказа;

развивать умение работы с текстом;

развитие умения характеризовать героев литературного произведения;

развитие монологической речи учащихся

заинтересовать необычностью повествования;

воспитывать чувство патриотизма.

2. Проверка домашнего задания

-Знакомство с биографией писателя Н.С.Лескова (подготовленные учащиеся)

3. Сообщение темы урока

Сегодня у нас урок — праздник, урок открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе. Открытие потому, что произведение, над которым мы будем работать сегодня, отличается необычностью повествования, где яркая игра со словом поражает с первых её строк.

Давайте попытаемся сформулировать тему сегодняшнего урока. Совершив небольшое путешествие на родину писателя, мы начнем разговор о его сказе «Левша». Попытаемся определить тему и идею этого произведения. Итак, тема нашего урока…..Запишем ее в тетрадь.

Читайте также:  Рыболовная леска самая тонкая

4.Объяснение нового материала

4.1 История создания

В первом издании сказ имел предисловие: “Я записал эту легенду по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца…” Но прошло время, и автор убрал предисловие из дальнейших изданий.

Как вы думаете, зачем Лесков ссылается на рассказ старого оружейника?

(Лесков хотел, чтобы легенда о Левше бытовала в народе, чтобы создать иллюзию своей непричастности к истории Левши).

— А теперь нам необходимо выяснить, что такое сказ?

Определение сказа нам дают словарь и сам писатель.

— Заглянем в словарь и познакомимся с определением сказа.

4.2 Знакомство с новым литературным термином

Запись в тетради: Сказ – это жанр эпоса, опирающийся на народные предание и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи. Это повествование строится с учетом взглядов простых людей, потому в сказе звучит народная речь.

4.3 Работа с текстом

Слушаем 1 главу (актёрское чтение)

— У данного жанра, ребята, есть свои особенности. Вы наблюдали их при выполнении домашнего задания. Давайте раскроем особенности этого жанра. Как мы уже выясняли, в нем присутствуют элементы фольклора. Какие элементы заметили вы?

— В сказе есть зачин и концовка. Зачин: “царь захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть”. Концовка содержит назидание: “А доведи они Левшины слова до государя – в Крыму, на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был”.

Повторы. Их много в произведении, например, император удивляется чудесам, а Платов остается равнодушным к ним, повторяется мотив дороги: “сели опять в “двухсестную” карету и поехали…”, Платов “прикладывается к “кислярке”, а потом спит казачьим сном”.

— Жанровой особенностью сказа является и рассказчик. Каким вы его себе представляете?

Скорее всего человек простой, ремесленник, мастеровой. Это проявляется, прежде всего, в его речи. В ней много неправильностей, просторечий (“проездиться”, “междоусобные разговоры”, “дерябнул”). Исторические персонажи (Александр I и Платов) показаны с точки зрения простолюдина. Их поступки и речь в представлении рассказчика вызывают улыбку. Например: “Платов сказал себе: “Ну, уж тут шабаш. До этих пор я еще терпел, а дальше нельзя”.

Прослушав первую главу, вы не могли не обратить внимание на необычное звучание многих слов.

я предлагаю вам побывать в роли переводчиков: вы должны «перевести» на современный русский язык следующие слова из лесковского произведения.

Буреметры морские – барометры морские
Преламут – перламутр
Верояции – вариации
Мелкоско п – микроскоп
Египетская керамида – египетская пирамида
Нимфозории – инфузории
Валдахин – балдахин
Пистоля — пистолет

Для чего Лесков «искажает» звучание этих слов? Рассказывая о чужеземных и малознакомых вещах, рассказчик, являясь простым, малограмотным человеком,
искажает их названия согласно своему представлению о них. Лесков вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания

— Работа с портретами литературных героев

— А теперь обратимся к нашим героям. Какие они, персонажи сказа?

Учащиеся представляют героев.

Александр Павлович . “Объездил он все страны и всегда через свою ласковость имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми”. “Мы, русские со своим значением никуда не годимся”, “Государь взглянул на свою пистолю и наглядеться не может”, “Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко”, “Пожалуйста, не порть мне политики”, “Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив сделать ничего не могут”, “Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве”.

Читайте также:  Леска Или Нож Для Триммера Что Лучше

Николай I . “Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил”, “Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают”, “Был ужасно какой замечательный и памятный – ничего не забывал”, “Я знаю, что мои меня не могут обманывать”, “Тут что-нибудь сверх понятия сделаю”.

— Чтение наизусть отрывка об Александре I

— Платов Матвей Иванович – граф, атаман донских казаков, генерал, герой Отечественной войны 1812 года, сопровождавший императора Александра I во время поездки в Лондон. По определения Лескова “мужественный старик”. “Хитро по-донски заговаривал”, “пальцы у него были куцапые”, “начал ругаться словами на казацкий манер”, “ вместо ответа показал кулак – такой страшный, бугровый и весь изрубленный”, “говорил: “Вот вам тугомент, царедворцы его терпеть не могли за храбрость”, “Платов, чувствуя, что зрн нападал на левшу, дает ему сто рублей и говорит: “Прости меня братец, что я тебя за волосья отодрал”.

— Левша – главный герой сказа. Появляется только в шестой главе. Он – лучший мастер, косой, да ещё левша Его глаза настолько пристрелявши, что никакой “мелкоскоп ему не нужен”. Левша скучает в Англии и торопится домой, потому что разгадал тайну английского оружия, но об этом мы узнаем в конце сказа, когда умирая, он велит передать государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, пусть, чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся”. Черты характера: патриотизм, преданность своему делу, своей родине, трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одаренность и вместе с тем поразительное невежество.

— Ачто значит патриотизм? Патриотизм – это любовь к родине.

— А что вкладывает Левша в понятия «отечество, родина»? Прежде всего для него – это дом и семья: «…у меня дома родители есть». Родина для Левши – это вера: «наша русская вера самая правильная». Никакие злые обстоятельства не убили в Левше чувство патриотизма.

-Давайте с вами определим идею сказа?

( С одной стороны, мы испытываем гордость за свой народ, а с другой – горькое чувство от его униженности и бесправия. Читая книги Николая Семеновича Лескова, чувствуешь Русь со всем её дурным и хорошим.)

5. Подведение итога урока

На этом уроке вы познакомились со «Сказом о тульском косом левше и о стальной блохе» и его главным героем – Левшой. Вы узнали: об особенностях жанра «сказа»; кто такие праведники Н.С.Лескова; о необычном языке героев сказа; об идее патриотизма, которая заложена в этом произведении. Н.С.Лесков говорил: «…там, где стоит «левша», надо читать «русский народ». Поэтому косой левша в сказе не имеет имени, и даже прозвище его пишется с маленькой буквы – он один из многих талантливых русских людей.

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Какие нравственные уроки в сказе «Левша» (Н.С. Лесков )

Ответы

Анализ повести «Левша» Лескова: суть, смысл и идея произведения

«. «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» (1881). Трудовая виртуозность здесь становится подлинным художеством, артистичностью. Но не без горечи (а может быть, вернее сказать, — горькой иронии) Лесков подчеркивает в этой виртуозной трудовой умелости черты чудачества, почти что эксцентрики.

Результат чудодейственного трудового мастерства вполне бесполезен, и, ярчайшим образом демонстрируя творческие возможности, творческую фантазию, артистическую умелость простого русского человека в труде, сюжет лесковского произведения показывает в то же время, как неумно, нерационально, бессмысленно используется при существующем социальном строе животворный родник народной талантливости.

Читайте также:  Н лесков тупейный художник главные герои

Сюжет, представлявшийся на первый взгляд «чудаческим», «эксцентрическим», начинает играть яркими социальными красками. Но и само «чудачество» тут — не случайная краска. Оно ведь тоже выражает ту же социальную тему, относится к тем «загадкам русского быта», великим мастером разгадывания которых считал Лескова Горький. Ведь чудаческую, эксцентрическую форму талантливость приобретает вполне закономерно.

Лесков недаром так любит людей странных, необычных профессий («Штопальщик», 1882). В особенных условиях закостенелого, искусственно сохраняемого сословного была крайние эксцентрические формы принимает и следование традиционным сословным нормам и «выламывание» из них.

Лесковские «чудаки» и «эксцентрики» свидетельствуют о большом и разнообразном знании писателем русской жизни. Весело и увлекательно повествуется у Лескова о том, как изготовляется стальная блоха, читатель должен «заразиться» — и «заражается» веселым, артистическим отношением героев к своему делу.

Но читателю вместе с тем должно стать горько в итоге повествования: рассказ о бессмысленно растраченном таланте по существу ведь трагичен. Лесковский «гротеск» наполнен тут глубоким социальным смыслом.

Движение Лесква «влево», насыщение его творчества критическими элементами по отношению к действительности самодержавной России очень отчетливо выступает в повествовании о тульском умельце. Поэтому в озорную по своей видимости историю органически включается столь существенная для Лескова национально-патриотическая тема, которая звучит здесь уже совершенно иначе, чем в вещах конца 60-х-начала 70-х годов

«. «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» (1881). Трудовая виртуозность здесь становится подлинным художеством, артистичностью. Но не без горечи (а может быть, вернее сказать, — горькой иронии) Лесков подчеркивает в этой виртуозной трудовой умелости черты чудачества, почти что эксцентрики.

Результат чудодейственного трудового мастерства вполне бесполезен, и, ярчайшим образом демонстрируя творческие возможности, творческую фантазию, артистическую умелость простого русского человека в труде, сюжет лесковского произведения показывает в то же время, как неумно, нерационально, бессмысленно используется при существующем социальном строе животворный родник народной талантливости.

Сюжет, представлявшийся на первый взгляд «чудаческим», «эксцентрическим», начинает играть яркими социальными красками. Но и само «чудачество» тут — не случайная краска. Оно ведь тоже выражает ту же социальную тему, относится к тем «загадкам русского быта», великим мастером разгадывания которых считал Лескова Горький. Ведь чудаческую, эксцентрическую форму талантливость приобретает вполне закономерно.

Лесков недаром так любит людей странных, необычных профессий («Штопальщик», 1882). В особенных условиях закостенелого, искусственно сохраняемого сословного была крайние эксцентрические формы принимает и следование традиционным сословным нормам и «выламывание» из них.

Лесковские «чудаки» и «эксцентрики» свидетельствуют о большом и разнообразном знании писателем русской жизни. Весело и увлекательно повествуется у Лескова о том, как изготовляется стальная блоха, читатель должен «заразиться» — и «заражается» веселым, артистическим отношением героев к своему делу.

Но читателю вместе с тем должно стать горько в итоге повествования: рассказ о бессмысленно растраченном таланте по существу ведь трагичен. Лесковский «гротеск» наполнен тут глубоким социальным смыслом.

Движение Лесква «влево», насыщение его творчества критическими элементами по отношению к действительности самодержавной России очень отчетливо выступает в повествовании о тульском умельце. Поэтому в озорную по своей видимости историю органически включается столь существенная для Лескова национально-патриотическая тема, которая звучит здесь уже совершенно иначе, чем в вещах конца 60-х-начала 70-х годов

Источник: wolpik.ru