Лесков левша какой жанр

Особенности жанра произведения Левша Лескова

Полностью произведение Лескова называется Сказ о тульском косом левше и стальной блохе. Такое название чем-то напоминает названия каких-то эпических произведений или летописных сказаний.

Основное слово тут, конечно, сказ – жанр, изобретенный фактически самим Лесковым, который писал свои произведения, во многом основываясь на опыте общения с народом, на опыте понимания духа и ума этого народа.

Сказ является чем-то средним между мифом или легендой и подлинной историей. В моем понимании, он чем-то похож на историю, которую рассказывает один подвыпивший мужик другому в кабаке.

Начинает он с какой-то простой основы, вспоминает известного обоим человека или просто типичного человека, суть которого понятна практически каждому. Далее постепенно описывает характер, добавляет какие-то особенные и интересные детали, которые делают рассказ увлекательным. Продолжая, он уносится фантазией в далекие дали, начинает немного привирать, а потом, хмелея, пускается и вообще в небылицы, которые перемешиваются с бытовыми подробностями, и становится вообще не понятным, где вымысел, а где настоящее.

Характерная особенность сказа заключается именно в такой разговорной манере, которая устанавливает особую связь с читателем. Для того чтобы сказ состоялся, требуется уникальный герой, наподобие эпического или уникальная история, такая как бывает в сказках или легендах. При этом само повествование нужно сдобрить изрядной долей просторечий, повторов и бытовых выражений.

Так появляется сказ, характерным примером которого и является Левша. Лесков даже в самом произведении ведет рассказ, как бы от имени оружейника из под Сестрорецка, который знает историю про невероятного мастерового, сумевшего подковать блоху. Помимо этого автор добавляет массу народных словечек и речевых оборотов, которые, как мы знаем теперь, он придумывал сам полностью, то есть он, настолько хорошо знал народный язык.

На мой взгляд особенность этого жанра заключается именно в глубоком понимании того о чем думает народ и как думает. Поэтому создать этот жанр смог только опытный Лесков, который за свою карьеру до литературы немало поездил по стране и узнал людей. Ведь народ живет именно такими простыми героями, которые могут быть поблизости, ничем не выделяться и тут возьмут до подкуют блоху.

Также читают:

Картинка к сочинению Особенности жанра произведения Левша Лескова

Популярные сегодня темы

Еремеевна – второстепенный герой. Хотя в силу своих бесценных человеческих качеств, могла бы относиться к главным.

Николай Семенович Лесков — известный русский писатель, драматург и публицист 19-го века. Рассматривая его творчество хочется отметить, что произведения Николая Семеновича вышли в свет довольно поздно, лишь когда ему исполнилось 26 лет

Михаил Шолохов дает нам возможность своими глазами увидеть жизнь казаков, увлекая читателей в такой далекий и невозвратимый мир.

Свое знаменитое произведение Николай Васильевич Гоголь написал в 1836 году, в пяти действиях. В нем автор показывает все пороки чиновничества. Так как автор работал в жанре реализма, принцип комедии состоит

Когда заканчивался очередной учебный год мои родители шутили: Ура! У нас каникулы. И мне было приятно видеть их радостные лица. Все заботы и переживания прошедшего учебного года остались позади, а впереди теплое и беззаботное лето.

Источник: sochinimka.ru

Н.С.Лесков Левша
Составить таблицу:
Автор,Название произведения,жанр.
Основные герои.
сюжет( Цитаты из Произведения).

Ответ

События повести начинаются приблизительно в 1815 году[3]. Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург.

Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол императора Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и не могли понять, в чём смысл «нимфозории». Донской казак Платов,[4] который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже.

Государь Николай Павлович, который был уверен в превосходстве русских, поручил Платову осуществить дипломатическую поездку на Дон и заодно посетить проездом заводы в Туле. Среди местных умельцев можно было найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан.

Будучи в Туле, Платов вызвал троих самых известных местных оружейников, среди которых и мастеровой по прозвищу «Левша», показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути с Дона, Платов снова заглянул в Тулу, где троица всё продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург. В столице под большим увеличением «мелкоскопа» выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху на все ноги крошечными подковами.

Государь и весь двор были восхищены, Левша получил награду. Государь распорядился отослать подкованную блоху обратно в Англию, чтобы продемонстрировать умение русских мастеров, и также послать Левшу. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался.

На обратном пути в Россию Левша держал с полшкипером пари, по которому они должны были перепить друг друга. По приезде в Петербург, полшкипера привели в чувство в богатой больнице для знати, а Левша, слишком много выпив с полшкипером и не получив медицинской помощи, умер в простонародной Обухвинской больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают». Перед смертью Левша передал доктору Мартын-Сольскому оружейный секрет чистки стволов: «— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся». Но Мартын-Сольский не смог передать поручение (помешал военный министр граф Чернышёв, заявивший доктору: «Знай своё рвотное да слабительное, а не в своё дело не мешайся»), и по словам Лескова: «А доведи они левшины слова в своё время до государя, — в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

Читайте также:  Левша лесков образ левши

Цитаты: . Таких мастеров, как баснословный левша, теперь, разумеется, уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований, и гений не рвется в борьбе против прилежания и аккуратности. Благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд.

. но как левше после представления государю, по платовскому приказанию, от казны винная порция вволю полагалась, то он, не евши, этим одним себя поддерживал и на всю Европу русские песни пел, только припев делал по-иностранному: «Ай люли — се тре жули».

Источник: znanija.com

Определяем жанр: «Левша» — трагедия или сказ?

Николай Семенович Лесков жил и скончался непонятым и непризнанным писателем. Его литературная биография складывалась крайне неудачно. Огромный талант, который он сам прекрасно осознавал, и рядом – полное неприятие как правыми, так и левыми критиками. Именно они создавали у читающей публики мнение о Н.С. Лескове как о писателе малозначащем.

Литературная деятельность (коротко)

Первоначально Н. Лесков печатался в «Отечественных записках», в крупном заметном журнале, который выходил почти 70 лет. Под руководством А.А. Краевского журнал принял западно-либеральную ориентацию, а позже, когда им владели Н.А. Некрасов и М.Е. Салтыков-Щедрин – революционно-демократическое направление. Лесков не одобрял крайностей, и критики всех мастей били его и слева, и справа. Левые, после романа «Некуда», приписали Н. Лескову антидемократические взгляды. Правые (А.А. Катков) после романа «На ножах» требовали большего приспособления к их интересам. А Н.С. Лесков хотел работать свободно, без указок. Он не собирался никому нравиться. И его публиковали мелкие незаметные издания. Умер писатель на руках сына в полном забвении. Л. Толстой назвал его «самым русским нашим писателем», но это было уже после смерти Н. Лескова. В 1881 году одна короткая история привлекла на некоторое время опять-таки неоднозначное внимание к писателю. У нее был очень необычный жанр. «Левша» наполнен таким виртуозным владением слова, что его приняли с прохладцей, если не с иронией.

История создания произведения

В 1881 году в трех номерах журнала «Русь» вышла новая повесть писателя. А в 1882 году – отдельной книгой после ряда переработок. Смыл и суть были заострены, но не изменился жанр. «Левша» – произведение трагическое. Именно его мы рассмотрим в данной статье.

Народная мифология

Рассказ «Левша» жанр имеет весьма оригинальный. Его особенностью является то, что не всегда ясно, от какого лица идет речь. Но с самого начала язык окрашен очень своеобразно. Это характерно для Лескова вообще. Его язык во всех произведениях виртуозен и сплетает волшебные кружева из слов. В «Левше» в силу используемого сюжета он окрашен юмором и трагизмом.

Визит государя Александра I в Англию

В первых трех главах рассказывается, как император после Венского конгресса посещал иностранные государства в сопровождении истинного патриота, атамана донских казаков Платова. Англичане больше всех старались доказать, что они во всем превосходят русских людей. В своей кунсткамере англичане показывали разные военные приспособления. Особенно выдающейся была пистоля неизвестного мастера. Александр на все ахал и дивился.

Как блоха попала в Тулу, а потом в Петербург

Долго ли, коротко ли бежало время, но привез атаман Платов блоху в Тулу и приказал самым искусным мастерам превзойти уменье англичан. Платов уехал на Дон, а на обратном пути решил забрать то, что сделают умельцы. Помолившись, они взялись за дело в великой тайне. Только и было слышно, как перестукивали молоточки. Возвращаясь с Дона, Платов забрал шкатулку с блохой. Он увидел, что она в точности такая же, как и была. Рассердился атаман и прихватил с собой косого Левшу.

В Англии и снова в Петербурге

В Лондоне рассмотрели блоху и написали про нее клеветон (объединение двух слов: фельетон и клевета). Стали уговаривать Левшу остаться, но он, осмотрев их оружейные заводы, рвался на родину.

Завершает Н. Лесков свой сказ словами, что не стоит забывать такие предания, в которых глубоко схвачен народный дух. Лубочную историю рассказал Лесков («Левша»). Жанр произведения писателя называется сказ. Он сильно стилизован, но обладает очень серьезной темой, патриотической и горькой, как и многое другое, что написал мастер слова Н.С. Лесков.

Источник: fb.ru

«Левша» Лескова — сказ, повесть, рассказ? Вопрос о жанре

Поездка Левши в Англию.
Художники Кукрыниксы

«Левша («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе») является одним из самых известных произведений великого русского писателя Н. С. Лескова.

Можно ли называть «Левшу» Лескова не только сказом, но и рассказом или повестью? В этой статье мы рассмотрим данный вопрос о жанре «Левши».

Смотрите: Все материалы по повести «Левша»

«Левша» — имитация сказа

К какому жанру принадлежит «Левша» Лескова? Размышления критиков на эту тему вы можете найти в статье Особенности жанра «Левши».

«Левша» является имитацией сказа, так как по своему происхождению это произведение не «зародилось в народе» сотни лет назад. «Левша» — талантливая стилизация под народную легенду. Это дает право использовать в отношении данного произведения такие понятия, как «рассказ» или «повесть». Учитывая объем и структуру сказа о Левше, мы считаем уместным называть его «повестью», в частности на этом сайте.

Как называл «Левшу» сам Лесков?

Сам Лесков определял жанр «Левши» по-разному: «книжечка», «рассказ», «сказ», «цеховая легенда», «повесть», «баснословие», «очерк», «баснословные сказания». Вот несколько цитат самого писателя на эту тему:

«Моя небольшая книжечка «О тульском левше и о стальной блохе» вызвала несколько литературных отзывов. «

«. нашло, что в моем рассказе народ несколько принижен. «

«. утверждают, будто сказ о левше есть «легенда старая и общеизвестная».» (источник: Н. Лесков «О русском Левше. (литературное объяснение)»)

«Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда. « (источник: предисловие Н. Лескова к изданию «Левши» 1882 г.)

«Написалось у меня живо и юмористично три маленькие очерка (все вместе в 2 листа) под одним общим заглавием: «Исторические характеры в баснословных сказаниях нового сложения». Это картины народного творчества об императорах: Николае I, Александре II и Александре III (хозяйственном).» (источник: Н. С. Лесков — И. С. Аксакову, письмо от 12 мая 1881 г., один из трех очерков, судя по всему, и есть сказ о Левше)

«Такими мишурными блестками усыпан весь рассказ. «(источник: А. Л. Волынский «Царство Карамазовых; Н.С. Лесков», 1901 г.)

«Рассказ о Левше, действительно, вполне баснословен. «(источник: К. К. Михайловский «Отклики», том 2, 1904 г.)

«Возьмем, хотя бы, эту повесть о блохе.» (источник: В. Шкловский «Техника писательского ремесла», 1927 г.)

«Критика не оценила рассказ по достоинству. « (источник: профессор Б. Я. Бухштаб, примечания к «Сказу о Левше», «Собрание сочинений Н. Лескова в 11 томах», том 7, 1958 г.)

«В данной статье в качестве материала рассматривается рассказ Н.С. Лескова «Левша».» (источник: А. В. Клочков «К вопросу о стратегиях передачи комческого», 2015 г.)

«Произведениями, иллюстрирующими подобное соотнесение. могут служить повести Н. С. Лескова «Левша» и «Железная воля». « (источник: Андреа Цинк (доктор филологических наук), статья «Деконструкция национального дискурска в творчестве Н. C. Лескова», 2017 г.)

«Иные грани в осмыслении русско-британских культурных взаимоотношений обнаруживаются в повести «Левша».» (источник: И. Н. Минеева (кандидат филологических наук), статья «Эффект левизны, или отношения Н. С. Лескова с Англией», 2014 г.)

Таким образом, анализ научных публикций показывает, что сказ о Левше именуется по-разному как современных источниках, так и в работах литераторов XIX-XX века.

Читайте также:  Леска для мотокосы своими руками

Источник: www.literaturus.ru

Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
7kl._levsha_leskov.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н. С. Лесков (1831-1895). Сказ «Левша». Особенности сказа

  1. кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Лескова;
  2. дать представление о жанре сказа;
  3. заинтересовать учеников необычностью повествования.

Оборудование урока: портрет Н. С. Лескова.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, объяснение теоретических вопросов, беседа по вопросам.

I. Проверка домашнего задания

Таблица стихотворных размеров

Прибежали в избу дети. (Пушкин)

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась. (Пушкин)

Ясность прозрачных небес. (Майков)

Как ныне сбирается вещий Олег. (Пушкин)

На тебя заглядеться не диво. (Некрасов)

П. Слово учителя

К творчеству одного из интереснейших русских писателей, Николая Семеновича Лескова, мы обращаемся впервые. Но про его знаменитого героя, Левшу, вы, наверное, слышали. Этот герой получил, с легкой руки писателя, самостоятельную жизнь.

Родина Николая Семеновича Лескова — город Орел.

Родился писатель 16 февраля 1831 года, отец его окончил духовную семинарию, но не захотел стать священником, а стал чиновником и дослужился до чинов, дававших потомственное дворянство.

Когда Н. С. Лескову было семнадцать лет, отец умер от холеры, и будущему писателю надо было работать, служить. Он переезжает в Киев к своему дяде, там живет и работает. В Киеве его застают значительные для эпохи перемены: смерть Николая I, снятие многих запретов, и предвестие грядущих реформ, от которых ждали большего, чем они принесли.

Новая эпоха вызвала подъем торгово-промышленной деятельности, для которой нужны образованные предприимчивые люди, и Лесков начинает работать в коммерческом предприятии, для чего переезжает в Пензенскую губернию в 1857 году. За три года он исколесил всю Россию. Позже, отвечая на вопрос газетного репортера: «Где вы черпаете материал для своих произведений?» — Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать, по России, это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел и жил легко».

Творчество Лескова не знает социальных границ. Его герои — представители разных сословий: чиновники — от министра до квартального, духовные лица — от митрополита до дьячка, интеллигенты всех профессий, крестьянство всей России.

Уже с детских лет он соприкасался с разными сословиями и общественными классами, отсюда разносторонность знания жизни каждого класса, сословия, национальности. В умении воспроизводить речь разных слоев народа с ним может сравниться лишь А.Н. Островский. «Изучить речи каждого представителя социальных и личных положений — довольно трудно. Этот народный, вульгарный и вычурный язык, которым написаны многие страницы моих работ, сочинен не мною, а подслушав у мужика, у полуинтеллигента, у краснобаев, у юродивых, у святош. Ведь я собирал его много лет по словечкам, по пословицам и отдельным выражениям, схваченным на лету, в толпе. ‘ Все говорят у меня по-своему, а не по литературному». •

Николай Семенович Лесков подчеркивал, что детство его прошло «в самом народе», в мелкопоместном именьице Панино на Орловщине. Большинство впечатлений о народе, его жизни Лесков почерпнул в поездках по делам коммерческой службы. В течение трех лет будущий писатель ездил по России, сопровождая партии крестьян-переселенцев. В литературу Лесков пришел тридцатилетним человеком с богатым жизненным опытом.

«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» (1881) «принадлежит к шедеврам лесковского творчества», по словам Ю. Нагибина. Прочитаем в учебнике хрестоматии фрагменты статей Ю. М. Нагибина и Л. А. Аннинского об истории тульского левши. .

Замысел рассказа «Левша» возник у Лескова, вероятно, к 1878 г. По свидетельству его сына, А. Н. Лескова, отец лето этого года провел в Сестрорецке, в доме оружейного мастера. Будучи знакомым с помощником начальника местного оружейного завода полковником Н. Е. Болониным, Лесков обсуждал с ним вопрос об источниках происхождения прибаутки о том, как «англичане из стали блоху делали, а наши туляки ее подковали, да им назад отослали». Так и не узнав ничего о возникновении этой присказки, Лесков в мае 1881 г. написал рассказ, сюжет которого построен на привлекшем его внимание «присловье».

Первоначально писатель задумал объединить три «уже готовых маленьких очерка» под общим названием «Исторические характеры в баснословных сказаниях нового сложения», которые бы, по определению самого писателя,, представляли собой «картины на родного творчества об императорах: Николае I, Александре II и Александре III (хозяйственном)» (из письма И. С. Аксакову, май 1881 г.).

Однако в октябре 1881 г. Лесков опубликовал в журнале один рассказ под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)». В следующем году рассказ вышел отдельным изданием, в которое писатель внес некоторые изменения. Они были направлены на усиление сатирического звучания рассказа (например, в 7-й главе писатель добавил, что деньги на нужды церквей собирают «даже там, где взять нечего»). Кроме того, в тексте издания 1882 г. сняты кавычки с ряда специфических слов и выражений, характерных для народной речи.

Появление «Левши» почти сразу же вызвало отклики в прессе. В октябре 1881 г. Лесков в письме к Аксакову подчеркнул, что ««Блоху» здесь очень заметили даже литературщики». Однако критика не поняла художественной ценности рассказа, жанровые искания Лескова оказались ей чужды. Его обвиняли и в «славянофильском шовинизме», и в стремлении приписать народу не присущие ему качества, показать, как «русский человек затыкает за пояс иностранца», и в принижении русского народа.

В первых изданиях «Сказ. » имел предисловие: «Я записал эту легенду, в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого, оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением». Но вскоре автор сам «разоблачил» себя: «я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное». Позже Лесков уберет предисловие из дальнейших изданий.

Основные темы творчества Н. С. Лескова:

  1. Повести, посвященные женской доле: «Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница».
  2. Антинигилистические романы («Никуда», «На ножах»). Сотрудничество с «Русским вестником», Катковым — «убийцей родной литературы». Лесков’ бедствовал, этим пользовался Катков, помещавший в журнале произведения Лескова в таком виде, что писатель их не узнавал («На ножах»).

3. Иконостас праведников («Человек на часах», «Соборяне», «Запечатленный ангел», «Левша», «Очарованный странник»).

III. Работа с учебником

Прочитаем отрывки из статей Ю.М.Нагибина и Л.А.Аннинского, предваряющие рассказ «Левша».

IV. Определение жанра произведения

— Как вы думаете, зачем Лесков ссылался на рассказ старого оружейника? (Лесков хотел, чтобы легенда о левше бытовала в народе, чтобы создать иллюзию своей непричастности к истории левши.)

Жанр своего рассказа писатель определил сам: это сказ. Заглянем в словарь:

Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи. Запишем определение в тетради.

V. Выразительное чтение и беседа по вопросам

Учитель читает первую главу сказа.

  • Какие элементы фольклорных произведений вы заметили? <В сказе есть зачин, есть повторы. Концовка сказа содержит назидание: «А доведи они левшины слова в свое время до государя, - в Крыму на войне с неприятелем совсем бы Другой оборот был».)
  • Как вы считаете, кем мог быть рассказчик, повествователь? (Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных произведений, исторические персонажи Александр I и Платов — показаны с точки зрения простолюдина)
  • Когда и где происходит действие сказа? (Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном, упоминается Венский конгресс 1814-1815 гг. Поездка Александра I с Платовым в Лондон — исторический факт. Упоминается восстание декабристов 1825 г., названное «смятением».)

Читаем вторую и третью главы.

VI. Характеристика героев

Задание: найти и прочитать цитаты, характеризующие Александра Павловича и Платова.

(Александр Павлович: «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми»; «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся»; и др.

Платов: «И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, — и чем-нибудь отведет»; «а Платов держит свою ажидацию, что для него все! ничего не значит»; и др.)

— Обратим внимание на новые, необычные слова сказа. Как они образуются? Приведите примеры. (Новые слова образуются, когда рассказчик или герой сталкиваются с незнакомыми малограмотному человеку словами и изменяют их так, чтобы было «понятнее». Например: «мелкоскоп» — микроскоп; «кислярка» — кизлярка; «Аболон полведерский» — Аполлон Бельведерский; «долбица» — таблица; «двухсветная» — двухместная; «керамиды» — пирамиды; «преламут» — перламутр; «Канделабрия» — Калабрия и т. д.)

— Какова роль подобных слов? (Такие «народные» слова создают юмористический эффект.)

  1. Перечитать 4-10 главы сказа;
  1. Выписать цитаты, характеризующие Николая Павловича, Платова, левшу.
  2. Приготовить пересказ эпизода на выбор.

Источник: nsportal.ru